Горячая линия Наркоконтроля. С южноуральцами общался член Общественного совета при УФСКН региона Сергей Филичкин
«Дзззз!» — надрывается телефон. Трубку почти мгновенно снимают: «Горячая линия наркоконтроля, здравствуйте…» У аппарата — директор газет «Южноуральская панорама» и «Вечерний Челябинск», член Общественного совета при УФСКН России по Челябинской области Сергей Филичкин. Вообще, телефон доверия работает круглые сутки, на звонки отвечают сотрудники дежурной части областного наркоконтроля. Членов Общественного совета приглашают к выполнению этой миссии периодически , это и способствует народному контролю за деятельностью УФСКН и помогает общественникам глубже понять проблему.
Именно этой теме посвящено более половины сообщений на горячий номер: граждане делятся своими подозрениями, называют адреса, где может идти торговля наркотиками. В кабинете УФСКН информация поспешно записывается на бланк. Уже завтра он будет в руках оперативников, и они отправятся по указанным адресам с проверкой. Проверяются все места, по которым поступили обращения. Если оказывается, что проблема не в сфере деятельности наркополицейских (скажем, в доме расположен притон, но не наркотический, а алкогольный), то сведения передаются сотрудникам МВД и участковым.
Еще несколько минут телефонного разговора уходит на выяснение подробностей ситуации: уточняются информация об аптеке, описание подозрительных посетителей в подъезде. Наконец Сергей Филичкин запрашивает контактные данные звонившего. Собеседник на том конце телефонного провода на секунду замирает. Многие в этот момент пугаются: сообщение на телефон доверия должно быть анонимным, и вопрос о контактах вгоняет людей в ступор. На самом деле бояться нечего: никаких сведений, нарушающих анонимность, госнаркоконтролю не требуется, достаточно сообщить свой телефон или адрес электронной почты и имя (чтобы сотрудники знали, как к вам обратиться при звонке или в письме). Контактные данные УФСКН собирает не ради каких‑то картотек и не из прихоти — они помогают при работе оперативников. Если, допустим, в указанном доме не могут найти «нехорошую квартирку», о которой сообщили на телефон доверия, то проще всего перезвонить и уточнить подробности. Возможны и другие трудности: если наркопритон работает не постоянно, то оперативники должны точно выбрать момент для «визита» — свалиться как снег на голову, когда в помещении будут наркотические вещества и их потребители. А определить такое время «на глазок» довольно трудно. Поэтому оперативники нередко даже обмениваются контактами с сознательными местными жителями, оставляют им номера своих сотовых, чтобы при необходимости срочно выехать на место и «накрыть» притон. Кроме того, если звонивший оставил свои контакты, то УФСКН обязательно отчитывается перед ним о проделанной работе и ее результатах.
После недолгого замешательства телефонный собеседник диктует свой e‑mail и прощается. Несколько минут перерыва, затем новый звонок.
— Ни для кого не секрет, что наркотики очень большими партиями продаются в ночных клубах, — замечает женский голос, — почему наркоконтроль не проводит по ним рейды?
На самом деле женщина не совсем права: большая часть наркоторговли, особенно продажа спайсов, сейчас переселилась в Интернет. Сайты, а чаще аккаунты в социальных сетях, которые предлагают приобрести наркотик, постоянно возобновляются, растут как грибы после дождя. УФСКН приходится прилагать большие усилия, отследить каждый из них, при содействии Роскомнадзора закрыть интернет-ресурс и найти продавцов. Впрочем, это не значит, что борьба с наркоторговлей полностью переселилась в Интернет. Проверяются и ночные клубы. К слову, «Вечерний Челябинск» периодически публикует информацию о задержанных наркоторговцах.
За полтора часа на телефон горячей линии поступает семь звонков. В четырех случаях граждане сообщают о местах, где может идти торговля наркотиками. Два человека обращаются за консультацией. В обоих случаях это родители, которые хотят выбрать профилактические меры, чтобы уберечь своих детей от наркотиков. На их вопросы подробно отвечают, снабжают собеседников советами , это тоже одна из обязанностей «телефона доверия». Правда, родителя в этом вопросе не может заменить даже самый лучший специалист: именно отец и мать лучше всего знают своего ребенка, могут подобрать тон и найти нужные слова для объяснения. Одна мама также обратилась с просьбой провести в школе лекцию по проблеме наркомании, чтобы убедить детей держаться подальше от спайсов. Просьба принимается в работу. С профилактическими лекциями сотрудники наркоконтроля выезжают в разные учебные заведения области: школы, техникумы, вузы. Кроме того, сотрудники отдела межведомственного взаимодействия в сфере профилактики регионального наркоконтроля организуют обучающие семинары для педагогических составов образовательных организаций, в том числе по проведению лекций антинаркотической направленности. Чтобы специалисты приехали в конкретную школу , достаточно просто попросить.
Проблемы, с которыми обращаются по телефону горячей линии, самые разные. И за полтора часа, которые мы провели в управлении ФСКН, узнать все возможные темы звонков едва ли реально. Но есть одно впечатление, которое закрепляется почти сразу: телефон доверия — удивительно простой и быстрый вариант для тех, кто хочет получить помощь или изменить ситуацию к лучшему. Для всех, кто неравнодушен и не боится. Тем более, что бояться, по сути, нечего. Общение со специалистами наркоконтроля совершенно анонимно. А телефон, как известно, не кусается.
С начала года на телефон органов наркоконтроля поступило 1114 обращений. Большая часть из них касалась фактов продажи наркотиков.
В ходе проверок сообщений выявлено 77 фактов содержания наркопритонов, около 1000 человек привлечены за хранение и распространение наркотиков.
Практически 100 % наркопритонов выявляется по обращениям граждан.
267-00-01 — анонимный телефон доверия органов наркоконтроля. Принимаются вызовы с любых телефонов.
Поделиться

