Время легенд. Ровно 80 лет назад машины с маркой «ЧТЗ» отправились в «Снежный поход»

3 Февраля 2016 Автор: Марат Гайнуллин
Время легенд. Ровно 80 лет назад машины с маркой «ЧТЗ» отправились в «Снежный поход»

19 февраля 1938 года за 70‑й широтой, в нескольких десятках километров от берегов Гренландии ледокольные пароходы Таймыр» и «Мурман» сняли четверку отважных зимовщиков с первой в мире полярной дрейфующей станции «Северный полюс‑1».

Но если та история с папанинцами «мощным ледоколом» вошла в анналы мировой истории, то события, произошедшие ровно за два года до этого, увы, остались незаслуженно забытыми. Точнее, полузабытыми. Между тем 4 февраля 1936 года для машин Челябинского тракторного завода начался труднейший экзамен.

Караван во льдах

Итак, в этот день, ровно 80 лет назад, машины с маркой «ЧТЗ» приняли участие в грандиозной экспедиции «Снежный поход» по суровым просторам февральской Якутии. Наши трактора при температуре 50 градусов холода прошли две тысячи (!) километров. Кстати, в том же году началось еще одно испытание для нашей техники — Памирский переход на высоте 4 тысяч километров в Туркестанском военном округе.

Но вернемся к Якутии и объясним причины, побудившие к совершению экспедиции. Несколькими месяцами ранее караван судов двигался по Северному морскому пути с жизненно важным грузом для таежного региона. Однако погода подготовила неприятный сюрприз: реку Лену сковал коварный лед, и караван оказался заперт во льдах. Множество поселков могли остаться без хлеба, муки, консервов и сахара.  Необходимо было спасти ценнейший груз. Но как до него добраться? Дорог нет, мороз трескучий, столбик термометра в тех краях опускался до -50 градусов.

Помощь пришла с далекого Челябинского тракторного завода, куда пришла телеграмма: «Сверхсрочно. Правительственная. Директору Челябинского тракторного завода. Во льдах реки Лены замерз караван судов с жизненным грузом Якутии. Севморпуть организует экспедицию спасения и вывоз грузов тракторами «Сталинец». Нуждается технической помощи завода. Путь в очень тяжелых условиях — 2 000 километров. Молнируйте решение».

200 добровольцев

Челябинцы живо откликнулись на призыв товарищей. Около двухсот человек сразу же вызвались спасти замерзший караван. Однако выбрали лишь троих смельчаков: молодого инженера Василия Козлова и двух механизаторов — Ивана Дудко и Ивана Складчикова. Вскоре они уже мчались дальневосточным экспрессом в Большой Невер.

ЧТЗ_Снежный-поход_Участники.jpgТем временем была организована расширенная эвакуационная группа из рабочих и комсомольцев. Всем вместе предстояло пройти несколько тысяч километров на тракторах, развитие которых немногим позже сделало «Сталинец» лучшей машиной этого класса. Сам же «Снежный поход» со своими запредельными нагрузками как раз помог выявить некоторые недостатки, что позволило уже через год наладить выпуск лучшего трактора мира — «Сталинца‑65». Первенство техники ЧТЗ признают на Парижской выставке 1937 года.

Забегая вперед, скажем, что после «Снежного похода» Василий Козлов и Иван Дудко трудились на ЧТЗ, а вот Иван Складчиков погиб в конце марта 1945 года, вместе с частями Красной армии освобождая Венгрию от фашистов.

За бортом — минус 60

Но это все будет потом, а пока заводчане спасали жителей Якутии.

В музее ЧТЗ сохранились уникальные материалы, красноречиво свидетельствующие о тех героических днях.

В начале февраля 1936 года начальник экспедиции И. Абрамович телеграфировал в Челябинск:
«Стартовали 4 февраля в 11 часов. Первый день в горах тракторы без шпор прошли 16 километров, надели шпоры — прошли 50. На каждом тракторе от 19 до 22 тонн груза. Хорошо взяли один из труднейших перевалов «Путак», где «сталинец» никогда не брал больше 9 тонн. Моторы в отличном состоянии. Товарищи Складчиков, Дудко и Козлов работают не покладая рук…12 февраля двигались при буране. Дороги не видно. По пути оказываем помощь, вытаскиваем застрявшие машины. Идем днем и ночью… Встречаем на пути замороженные грузовые машины… Наши тракторы не боятся 50-60 градусов холода».

Один из участников экспедиции потом вспоминал, что они, шутя, но не без гордости сравнивали себя в те дни с отважными героями Джека Лондона.

3 марта 1936 года экспедиция финишировала в Якутске. Путь в 1700 километров ее участники прошли за 16 ходовых дней. Все тракторы были в исправности, грузы в целости, а люди здоровы.

Экзамен сдан

Сами участники экспедиции рассказывали о том, что по всей дороге через Якутию их тепло встречало местное население — якуты, которые тракторы видели впервые в жизни. На финише колонна тракторов вышла на Турий Взвоз, к каравану замерзших судов, откуда и доставила в Якутск 115 тонн груза (муку, сахар, промтовары, горючее, локомобиль и оборудование для электростанции). Сами тракторы передали Севморпути. В акте значилось, что тракторы, пройдя в общей сложности две тысячи километров, находятся в хорошем состоянии, годны к дальнейшей работе без ремонта.

Так завершился беспрецедентный «снежный поход», убедительно продемонстрировавший, что тракторы с маркой «ЧТЗ» могут работать в самых трудных и суровых условиях. А сам завод после этого стал все больше получать заказов на тракторы для самых дальних уголков страны.

Стали героями книги

По мотивам этой удивительной истории в 1951 году челябинский инженер и литератор Ной Заржевский написал повесть «Снежный поход». Но в самом 1936 году будущий автор еще не знал о героях своей будущей книги, поскольку тогда он еще работал на Харьковском электроремонтном заводе. А в последние годы перед войной был начальником секции технической калькуляции Харьковского моторного завода № 75 — того самого, что вскоре вольется в Танкоград. В годы войны Заржевский работал на Челябинском Кировском заводе, в последующем участвовал в создании образцов новой техники: танков, тракторов, двигателей. Параллельно занимался литературной работой, в течение 40 лет был рабкором газеты «За трудовую доблесть», членом литобъединения ЧТЗ. Писал рассказы, репортажи, очерки, посвященные людям, оставившим заметный след в истории завода, в том числе  о легендарном Макагоне. Первым рассказал о новом дизель-электрическом тракторе ДЭТ‑250, созданном в СКБ‑2. Стал один из трех авторов первого тома «Летописи Челябинского тракторного», вышедшего в 1972 году. Однако в историю вошел как автор повести «Снежный поход» — произведения столь же замечательного, сколько и сама реальная история, положенная в ее основу.

Редакция газеты благодарит музей ЧТЗ за помощь в подготовке этого материала.

17.10.2019 | 17:01
Экология в законе. В Челябинской области разработают «зеленый» стандарт

Как выработать правильный региональный экологический стандарт и как добиться его исполнения? Это стало главной темой заседания координационного совета при губернаторе по вопросам экологии под руководством председателя Общероссийской общественной организации «Российское экологическое общество» Рашида Исмаилова.

17.10.2019 | 11:34
«Мягкие» бойцы. Челябинские омоновцы — о службе, спаррингах и психологии митингующих

Бойцы этого спецподразделения Росгвардии задерживают наркоторговцев и террористов, подавляют бунты в колониях, обеспечивают безопасность на массовых мероприятиях и протестных акциях. О службе, спаррингах и психологии митингующих корреспонденту «ЮП» рассказал заместитель командира челябинского ОМОНа по работе с личным составом, полковник полиции Сергей Минаев.

10.10.2019 | 17:04
Герой из девяностых. Сюжет для рассказов известный писатель брал из челябинских газет

Однажды Иван Бунин в беседе с Ириной Одоевцевой заметил, что писать нужно только о страшном или о прекрасном. Как хорошо ни изобразить скуку, все равно скучно читать. Когда читаешь тексты Романа Сенчина, думаешь про себя: «Этот парень, должно быть, выбрал для себя вариант «о страшном». Да и как не быть страшному, если пишет он о 90-х годах. Накануне известный российский писатель стал гостем «Южно-Уральской книжной ярмарки-2019».

08.10.2019 | 15:31
Пешком из Аркаима в Индию. Южноуральский след нашли в Стране танцующих богов

Челябинский археолог Андрей Епимахов вместе со своими коллегами из других стран принял участие в глобальном открытии, позволяющем подробно воссоздать картину жизни индоевропейцев и распространение их языков по всему миру. Результаты исследования опубликованы в высокорейтинговом журнале Science.

Новости   
Спецпроекты