Владимир Бурматов: «Обязательная аттестация может вызвать у четвероклассников колоссальный стресс»
С этого года обязательную аттестацию, близкую по форме к ЕГЭ, будут проходить также дети, оканчивающие четвертый класс.
Вредный подход
— Насколько тестовая форма является, на ваш взгляд, подходящей для проверки знаний детей в четвертых классах?
— Это абсолютно неадекватная система проверки знаний. Во-первых, для четвероклассников она непривычна, они к ней не готовы. Во-вторых, это серьезный стресс для детей, а в-третьих, на мой взгляд, министерство образования и науки РФ, используя аналог ЕГЭ для учеников четвертых классов, слишком рано вводит наших детей в фарватер ЕГЭ.
В результате контрольная процедура начнет подменять содержательный компонент образования, и вместо воспитания и передачи знаний младших школьников будут сразу натаскивать на «расставление галочек».
Мне такой подход кажется неправильным и вредным, и я считаю его введение большой ошибкой федерального министерства образования. На мой взгляд, ЕГЭ должно остаться только входным билетом в вуз; в четвертом же классе дети должны писать обычные контрольные работы.
— И все же, чем было мотивировано принятие решения об обязательной аттестации младших школьников? С какой целью принимали это решение?
— Ни одного внятного аргумента от минобра РФ я не получил. Видимо, потому что их просто нет. Чем руководствовалось министерство образования, вводя данную аттестацию, мне непонятно.
Посудите сами: в 5-й класс ребенка переведут в любом случае, так как общее образование ему гарантировано Конституцией. То есть никакого влияния на образовательную траекторию школьников итоги этой аттестации не имеют. Фактически данная процедура оказывается абсолютно избыточной и ненужной.
Она может быть полезна только в одном-единственном случае, но и то в добровольном порядке: если родители напишут заявление с просьбой провести аттестацию именно в такой форме.
Это может быть актуально, если семья, например, переезжает в другой город и, для того чтобы перевести ребенка в новую школу, им нужен документ в рамках общенациональной системы оценки знаний, чтобы предъявить его на новом месте учебы.
Но это единичные случаи, и они оправданны. Во всех остальных ситуациях никакой пользы от этой процедуры нет.
— Возможно, такая аттестация может каким-либо образом повысить качество образования? Помочь детям в поисках своей будущей профессии?
— Не может. И никакой профориентационной функции эта процедура также не несет. У меня вообще есть ощущение, что ее придумали федеральные чиновники, дети которых учатся не в России, и поэтому она их не коснется.
Кроме того, такая форма проверки знаний — это колоссальный стресс для ребят, и его последствия пока сложно предсказать. Я категорически против подобных экспериментов над детьми. Это бесчеловечно.
Поделиться