Владимир Бурматов: «Из ЕГЭ нужно перестать делать реалити-шоу»
Южноуральским школьникам в ближайшее время предстоит сдавать ЕГЭ. В очередной раз в обновленном формате: в частности, по ряду гуманитарных предметов из экзамена была исключена тестовая часть.
- Владимир Бурматов: «Обязательная аттестация может вызвать у четвероклассников колоссальный стресс»
- «Скока вешать в граммах?». За что родители могут получить штрафную карточку
Опять сюрпризы
— Чем будет отличаться ЕГЭ в этом году? Насколько принципиальны нововведения?
— К счастью, ЕГЭ в этом году изменился не так радикально, как, например, в прошлом. Единственное ощутимое отличие для 11-классников заключается в том, что произошел уход от тестовой части в блоке «А» контрольно-измерительных материалов по гуманитарным предметам.
Однако тех, кто помладше, изменения коснутся в гораздо более значительной степени. В частности, 9-классники вынуждены будут теперь сдавать четыре экзамена вместо двух, а ученики 4-х классов — писать аттестационную работу в формате, очень сильно напоминающем ЕГЭ.
И то и другое я считаю большой ошибкой федерального Министерства образования. На мой взгляд, в 4-х и 9-х классах дети должны писать обычные контрольные работы, а никак не аналог ЕГЭ.
— Может ли отмена тестовой части по гуманитарным предметам повысить эффективность проверки знаний ребят?
— Это возможно, но только в том случае, если бы об этом было объявлено за несколько лет до фактического внедрения нововведения. Надо было дать школьникам время подготовиться и адаптироваться к новым правилам и условиям.
Когда же эта новость оказывается сюрпризом и изменения вводятся буквально на ходу, ничего кроме эскалации стрессовых состояний это не принесет.
Я считаю, что если в 2016 году объявили о том, что тестовой части по гуманитарным предметам больше не будет, то реализовывать это надо было не раньше 2018 года, дав всем время на адаптацию.
Необходим мораторий
— Что, на ваш взгляд, следует изменить в ЕГЭ, чтобы эта система проверки знаний стала более эффективной?
— Она должна стать, во-первых, более предсказуемой. Правила нельзя менять прямо на ходу, то есть недопустимо вводить изменения накануне самого экзамена, как это было в прошлом году, или как мы наблюдаем это сегодня.
Ранее я неоднократно озвучивал предложение руководству Министерства образования — вообще не трогать и не менять ЕГЭ на протяжении как минимум четырех лет, введя мораторий на любые изменения. Это бы дало возможность и ученикам, и учителям, и родителям спокойно, без нервотрепки и постоянных опасений, что правила игры могут радикально измениться, готовиться к экзамену.
Однако, несмотря на то, что министерство изначально приняло это предложение, сейчас мы видим, что мораторий не выдерживается и изменения происходят снова, причем становясь неожиданностью. Это очень вредно для всех.
Во-вторых, следует освободить от сдачи ЕГЭ тех, кто не планирует поступать в вузы, в том числе 11-классников, которые хотят продолжить обучение в техникумах и колледжах, а также тех ребят, которые после окончания школы добровольно идут служить в армию. Им ЕГЭ точно не нужен.
В-третьих, нужно перестать делать из ЕГЭ реалити-шоу и превращать экзамен в информационный повод, когда СМИ каждый день нам зачем‑то сообщают о том, сколько нарушителей было поймано и работ аннулировано.
В-четвертых, нужно заранее открыть все актуальные задания по всем предметам, сделать их полностью доступными для школьников, чтобы каждый смог оценить их сложность, потренироваться, проверить свои силы и посмотреть, на какие баллы он может претендовать.
В-пятых, необходимо закрыть коррупционные лазейки для чиновников, которые сейчас зарабатывают на ЕГЭ, организуя компании, занимающиеся гарантированной подготовкой к экзамену, издавая, например, так называемые «решебники», и другими способами используя свое служебное положение. То есть необходимо искоренить коррупцию в этой сфере.
Поделиться