В тысячах миль от моря. У сухопутного Челябинска есть своя боевая морская история

4 Мая 2016 Автор: Дмитрий Морев
В тысячах миль от моря. У сухопутного Челябинска есть своя боевая морская история

В военно-морском музее челябинской школы № 147 хранится более 500 экспонатов, красноречиво свидетельствующих о морских подвигах южноуральцев. Среди этих экспонатов — военно-морские флаги и форма моряков, фотографии и репродукции, воспоминания ветеранов ВМФ. Особая гордость музея — макеты 48 судов, в том числе и подводной лодки «Челябинск».

Интересно, что даже уроженец Сима, «отец» советской атомной бомбы Игорь Курчатов тоже связан с Военно-морским флотом. В годы Великой Отечественной войны наш земляк занимался размагничиванием кораблей в Севастополе. Кроме того, он принимал участие в создании реактивных установок для подводного флота.

Юнги с Соловков
Мало кто знает, что в Челябинске проживает Юрий Татарников, сокурсник известного писателя Валентина Пикуля, с которым они с 1942 года вместе учились в школе юнг на Соловках.

Об этой знаменитой Соловецкой школе юнг Валентин Пикуль рассказал в своей книге «Мальчики с бантиками».  

«Что и говорить, на Соловках нас учили как спартанцев, — вспоминал Валентин Саввич. — А ведь попавшие в школу юнг были разными: и сильными, и слабыми, избалованными и «маменькиными сыночками». Но из каждого необходимо было сформировать боевого матроса, готового шагнуть на палубу корабля».

А вот что писал в своих воспоминаниях наш земляк Юрий Татарников:

«После окончания 7-го класса в 1942 году мы, 15-летние мальчишки, сразу же пошли в военкомат проситься на фронт. Нам ответили: «Воевать вам еще рановато, а вот если хотите учиться в школе юнг, то пишите заявление». Медкомиссию удалось пройти лишь восьми человекам, в числе которых оказался и я, хотя боялся больше всех, так как рост у меня был всего 1 метр 49 сантиметров…

…В 1944 нас отправили на Дунайскую флотилию. Катера-тральщики занимались травлением фарватеров, проводкой по Дунаю военных грузов, кораблей. На реке в то время, особенно весной 1945 года, плавало очень много трупов в немецких шинелях, в гражданском одеянии, встречались и наши красноармейцы. При лавировании среди них нас охватывало тяжелое чувство безысходности от невозможности хотя бы поднять их на борт, а затем предать земле…»

Сами купили субмарины

Подводную лодку «Челябинский комсомолец» строили на народные деньги. Комсомольско-молодежная бригада имени Фрунзе на ЧТЗ вместе со своим бригадиром Дмитрием Дадоновым, узнав о почине комсомольцев Магнитки, решивших на свои деньги построить корабль, поддержала магнитогорцев. Вскоре в акции участвовала уже вся областная комсомолия. В итоге за один месяц комсомольцы Челябинской области внесли в фонд строительства боевых кораблей 55 миллионов рублей. Этих денег хватило не только на постройку «Челябинского комсомольца», но и на достройку другой «малютки», М-106 — «Ленинский комсомол». Последняя, совершив три похода, погибла. «Челябинскому комсомольцу» повезло больше: он совершил десять боевых походов.

В архивах Челябинской области сохранились имена тех, кто вносил деньги. Среди них были и дети фронтовика Агапова — Зина и Михаил, внесшие 135 рублей. Комсомолка-колхозница из Кизильского района Наталья Ревина вложила 15 тысяч рублей. Более 140 рабочих и инженеров первого мартеновского цеха ММК на будущие корабли пожертвовали причитавшиеся им компенсации за неиспользованные отпуска, что составило 68 тысяч рублей.

Уже в феврале 1943 года делегация челябинцев вручала североморцам две лодки серии «М». Возглавлял делегацию бригадир с Челябинского Кировского завода Дмитрий Дадонов. Еще через два месяца, 20 апреля 1943 года, именная челябинская подлодка, находясь на позиции в Варангер-фьорде, заливе Баренцева моря, потопила первый вражеский транспорт водоизмещением в 8 тысяч тонн.

Боевые «малютки»

Николай Александрович Хомутов войну прошел, будучи командиром отделения и комсоргом подводной лодки «Челябинский комсомолец». В январе 1943 года Челябинский обком комсомола провел радиомитинг, в ходе которого молодые рабочие, служащие, колхозники рапортовали о сборе денег на строительство кораблей ВМФ. Собранных жителями области средств хватило на постройку двух боевых кораблей. Был оформлен заказ на строительство подводных лодок типа «малютка». Лодкам были присвоены наименования М‑105 «Челябинский комсомолец» и М‑106 «Ленинский комсомол».

Подводная лодка «Челябинский комсомолец» строилась на кораблестроительном заводе «Красное Сормово».
Она считалась одной из лучших именных «малюток». Только за годы действий на Северном флоте «Челябинский комсомолец» совершил десять боевых походов, потопил шесть вражеских судов общим водоизмещением 37 тысяч тонн, выполнял специальные задания. Экипаж за боевые заслуги трижды был награжден почетными грамотами наркома Военно-морского флота.

Как рассказал «ЮП» директор музея Военно-морского флота челябинской школы № 147 Алексей Терехов, в мае 1944 года по приказу командования подводная лодка «Челябинский комсомолец» по железной дороге была перевезена на Черное море, где челябинцы продолжили службу и встретили День Победы. Ее экипаж по боевой и политической подготовке был на первом месте среди кораблей Черноморского флота.

А бывший комсорг подлодки Николай Хомутов в начале 1950 года приехал в Челябинск, окончил школу МВД, затем юридический институт. Дослужился до полковника, стал заслуженным работником МВД. Выйдя на пенсию, бывший подводник возглавил Совет ветеранов УВД Челябинского облисполкома, став его первым председателем. А совсем недавно в Челябинске открыта мемориальная доска Николаю Хомутову.

Легенда в 120 сантиметров

В Челябинском краеведческом музее хранится экспонат, который как раз и может поведать отнюдь не сухопутную историю нашего сухопутного города.

Автором этого необычного изделия стал художник-реставратор и мастер-макетчик музея Виталий Грачев.

Бывший мореход отреставрировал макет подводной лодки М-105 «Челябинский комсомолец». Нашел нужные чертежи, и через несколько месяцев в масштабе 1:37 на свет появился со всеми мельчайшими деталями макет боевого корабля.

Но макет, пусть даже самый точный, никогда не расскажет всего о своем легендарном прототипе.

Между тем настоящая будущая подлодка была построена на кораблестроительном заводе в Сормово. Считалась одной из лучших именных «малюток».

Введена в боевые действия 30 сентября 1942 года. Только за один год на Северном флоте под командованием капитана 3-го ранга Виктора Хрулева эта славная «малютка» совершила десять боевых походов. При этом потопила шесть транспортных средств противника общим водоизмещением около 40 тысяч тонн, выполняла специальные задания.

«Челябинский комсомолец» был словно заговоренным. А потому подлодку считали чуть ли не самой удачливой. Пять (!) раз она попадала под бомбежку. И все пять раз действительно удачливые подводники чудесным образом спасались. Так, в один из октябрьских дней 1943 года противник в течение шести часов преследовал лодку, сбросив на нее 53 глубинные бомбы. В марте 1944 года «Челябинский комсомолец» выдержал удары 172 бомб и вновь успешно возвратился на базу.

В мае 1944-го лодка была перебазирована по железной дороге на Черноморский флот. В 1953 году выведена из боевого состава ВМФ и переквалифицирована в учебную.

День 27 августа 1955 года стал последним в судьбе «Челябинского комсомольца», экипаж был расформирован. В этот же день в далеком от Урала поселке Инкерман возле Севастопольской бухты подлодку разделали на металл.

Однако почетное имя «Челябинский комсомолец» не ушло совсем в историю: в 1963 году оно было присвоено дизельной подводной лодке, которая несла боевую службу в океанских походах в составе Северного флота.

Сегодня | 12:11
Один дома. На Южном Урале исчезают продленки

Бесплатных групп продленного дня в Челябинской области не осталось вовсе. Но даже с платными проблема. Зачастую родителям попросту негде оставить ребенка после уроков. В итоге первоклассников приучают к самостоятельности. Семилетние дети в одиночку добираются из школы до дома и организовывают свой день.

Сегодня | 09:41
Проверка за рулем. Алексей Текслер проинспектировал челябинские дороги

Осень — это пора, когда нужно подводить итоги. Одни считают, сколько выкопали картошки, другие — сколько дорог облачили в новый асфальт. Дорогам и была посвящена очередная рабочая поездка губернатора Челябинской области Алексея Текслера. Однако формат был не вполне обычен.

21.10.2019 | 15:24
Космонавт из Челябинска брал в полет кусочек вертолета, на котором разбился его отец-герой

Сегодня, 21 октября, на братской могиле в поселке Увельском Челябинской области состоялся траурный митинг, посвященный памяти разбившегося в этот день в 1965 году экипажа вертолета МИ-6.

21.10.2019 | 12:02
В РМК развеяли мифы и страхи челябинцев вокруг Томинского ГОКа

Вице-президент РМК по экологической и промышленной безопасности Наталия Гончар в интервью СМИ прокомментировала ситуацию вокруг Томинского ГОКа.

Новости   
Спецпроекты