«Патриотизм без двоемыслия и лукавства». Сергей Шаргунов представил в Челябинске книгу о Катаеве
В Челябинске Сергей Шаргунов презентовал свою книгу «Катаев. Погоня за вечной весной». Она вышла в издательстве «Молодая гвардия» в серии «Жизнь замечательных людей».
— Катаев — это мой любимый писатель в советской литературе, — объяснил свой выбор Сергей Шаргунов. — У Ивана Бунина было два ученика. Это Владимир Набоков и Валентин Катаев. Катаев — это мастер, художник слова, прирожденный писатель, родившийся рисовать словами. И одновременно — человек головокружительной судьбы. Так случилось, что линия жизни Катаева пересекалась с ключевыми событиями ХХ века. Это и Деникин, и Сталин, и Маяковский, и Булгаков, и Есенин, и Солженицын. Вся история литературы и нашей страны связана с этим человеком. В какой‑то степени это книга не только о Катаеве, но и об истории нашего Отечества.
К сожалению, для большинства наших соотечественников Катаев более известен как автор «Белеет парус одинокий», «Сын полка», да еще, пожалуй, «Цветик-семицветик». На этот пассаж Шаргунов отреагировал цитатой Пушкина: «Мы ленивы и не любопытны». Лучшей прозой, вышедшей из-под его пера, можно считать повести «Святой колодец», «Трава забвения», «Алмазный мой венец».
— А недовольство Катаевым так называемой прогрессивной интеллигенцией, на мой взгляд, была зависть его дару и способности быть независимым, — рассуждал Сергей Александрович. — Оставаясь в эпицентре бурь, он умел находиться над схваткой. Одновременно с этим он оставался патриотом своего Отечества. У нас с перестройки повелось как‑то странно кроить литературу на святомучеников и будто бы приспособленцев. И очень легко было записать Алексея Николаевича Толстого, Шолохова, Куприна, Горького и Катаева в «нехороших» писателей, поскольку они не подверглись репрессиям. И точно также любую сложную противоречивую личность канонизировать и представить исключительно как жертву системы. Это не так. Есть просто хорошая литература и Катаев один из лучших наших писателей.
Затронув тему активной гражданской позиции и патриотизма, Сергей Шаргунов предложил рассмотреть их в нынешних реалиях. Учитывая, что при нынешней политической активности эти понятия зачастую становятся разменной монетой. И неслучайно писатель назвал его «лже-патриотизм».
— Настоящий патриотизм связан прежде всего с заботой о соотечественниках, — подчеркнул Шаргунов. — Есть мода на патриотизм. Можно было наблюдать одних и тех же людей, которые в 90‑е годы клялись в западничестве, а сегодня рассказывают, что Запад — это исчадие зла. Я никого не хочу осуждать. Есть проблема официозного чиновничьего патриотизма, который очень фальшив. Есть проблема двоемыслия и лукавства, когда граждане, связанные с определенными фондами, НКО и занимаются порой странной деятельностью, потом вдруг объявляют себя главными поборниками великой России. Это зачастую вызывает недоумение. Я никому не судья, но люди сами все видят.
Патриотизм, по убеждению писателя, может проявляться и в образовании. И в школьную программу вернут не только Валентина Катаева, но и многих других писателей советской поры. Тогда и можно будет говорить о возвращении патриотизма, мода на который должна быть непреходящей.
Поделиться

