Имени безбожника. Челябинская площадь Ярославского может стать площадью Искусств
В редакцию пришел наш читатель. Точнее, читательница Людмила Ильинична Семченко, педагог с многолетним стажем. Пришла с письмом. Не будем его пересказывать, а лучше дадим слово самому автору, тем более что Людмила Ильинична всю свою жизнь работала со словом.
- Три века за три часа. В Челябинске презентовали первый бесплатный туравтобус по городу
- Хлебный банк. Челябинскому элеватору ищут хорошего хозяина
— Площадь Ярославского находится в Центральном районе Челябинска, между улицами Труда, Кирова и Цвиллинга. Это одна из первых площадей города. Эта площадь — ровесница Челябинска.
Ранее площадь называлась Христорождественской, Соборной, так как на ней находился Христорождественский собор. В советскую эпоху площадь переименовали в честь Емельяна Ярославского — партийного деятеля, организатора широкомасштабной атеистической компании 1930-х годов. Настоящее имя его Миней Израилевич Губельман. Один из «величайших злодеев века» — именно под такой рубрикой в интернете вы можете ознакомиться с материалом о нем.
В числе многих «подвигов» этого деятеля» в 1932 году — снос в Челябинске кафедрального Христорождественского собора. В 1996 году при прокладке теплотрассы в сквере перед оперным театром были обнаружены старинные захоронения. Это был первый погост Челябинской крепости, на котором покоились его жители.
И именем такого человека названа одна из любимых площадей челябинцев!
В Петербурге площадь перед Александринским театром называется площадью Искусств. В нашем городе на площади перед оперным театром находится картинная галерея, Концертный зал филармонии, невдалеке — великолепный органный зал, камерный театр, здание краеведческого музея. Здесь же — памятники Глинке и Прокофьеву. Почему не назвать это место площадью Искусств?
Это предложение в администрации города не приняли: адресные таблицы якобы хлопотно менять. Но единственным объектом, имеющим адрес на площади, является Челябинский театр оперы и балета имени М.И. Глинки. И уж одну‑то табличку можно заменить? Или традиции провинциального захолустья сильнее?
Нужно сказать, что подобное предложение звучало в нашем городе уже не раз. Очередная волна общественности, решительно выступившая в пользу переименования площади Ярославского, поднялась именно в 1996 году, когда на ее территории были обнаружены останки первопоселенцев. Затем эта инициатива вновь угасла.
В этой истории интересно еще и то, что в городе подрастает очередное поколение, для которого не то чтобы имя Ярославского было незнакомо, но даже и события из полузабытой эпохи воинствующего атеизма уже грезятся как в тумане…
Между тем именно про Емельяна Ярославского Никита Хрущев вспоминал, что в ВКП(б) его называли «советским попом», поскольку в 20‑е он был одним из руководителей антирелигиозной политики советского руководства. Он же занимал пожизненно, вплоть до 1943 года, должность председателя Центрального совета Союза воинствующих безбожников.
Ярославский был редактором журнала с красноречивым названием «Безбожник». При участии Ярославского составляли списки запрещенных книг, в которые вошли произведения Платона, Иммануила Канта, Владимира Соловьева, Льва Толстого, Федора Достоевского. Прославился еще и тем, что в конце 1920-х годов выступал за запрет на исполнение церковной музыки, в том числе Петра Чайковского, Сергея Рахманинова, Моцарта, Баха, Генделя и других композиторов.
Эмоций быть не должно!
Доктор исторических наук, профессор ЮУрГУ Игорь Сибиряков считает, что к такого рода решениям нужно относиться все-таки с крайней осторожностью. Речь идет не просто о табличке с новым названием улицы или площади. Это знаковая часть сложной системообразующей конструкции, которую нельзя просто так взять и сломать. И это процесс, который нельзя проводить с эмоциональным зарядом: «А, так это же негодяй! Ату его!»
Обязательно должно пройти время, необходимое для того, чтобы сформировалось новое общественное мнение. И многие знаковые имена — Ленина или Сталина, Хрущева или Брежнева, утверждает ученый, нельзя просто так взять и вычеркнуть из нашей общей исторической памяти. К этому общественное настроение должно быть подготовлено. И на это может уйти не один год и, может, не одно поколение.
Кроме того, немаловажно, насколько имя привязано к месту, считает Игорь Сибиряков. Совершенно очевидно, что в данном случае имя Ярославского связано с этой площадью в Челябинске весьма опосредованно — разве что с решением уничтожить храм, которое, к слову, принималось в те годы в стране повсеместно. И эти действия — всего лишь дань времени. Поэтому неудивительно, что храмы взрывались в каждом городе и в каждом городе были улицы Ленина.
Сегодня наше общество слишком политизировано. И люди могут просто с озлоблением воспринять подобное переименование, посчитав его в известном смысле политической провокацией. Причем как с той, так и с другой стороны.
Все обиды исторического прошлого сегодня актуализируются. Это своего рода сведение исторических счетов с самим собой.
Конечно, можно согласиться с переименованием площади Ярославского в площадь Искусств. Но с таким же успехом можно переименовать и нынешнюю площадь Революции, где стоят здания не менее знаковых культурных учреждений города — Музея изобразительных искусств и Молодежного театра.
«Школа возле «танка»
Мы не сказали ничего о самом авторе письма. «Школа возле «танка». Именно так назвала свою уникальную книгу Людмила Семченко, преподаватель литературы, десятки лет проработавшая в школе № 48 города Челябинска.
Той самой школе, что появилась на свет вместе со строительством легендарного Челябинского тракторного завода. И вместе с этим гигантом советской индустрии школа пережила все периоды его нелегкой истории. И эта школа вместе с ЧТЗ тоже стала частичкой известного на весь мир города, вошедшего в историю как Танкоград.
В этой книге собраны по крупицам уникальные архивные данные и, конечно же, воспоминания выпускников и педагогов школы разных лет.
Упомянули мы об этой книге неслучайно. Ее автор — Людмила Ильинична Семченко — человек абсолютно неравнодушный. Для нее каждый исторический факт, каждое воспоминание очевидца имеют огромное значение. И ее позицию в вопросах сохранения нашей общей исторической памяти можно во всех смыслах считать гражданской.
Поделиться