Миссию выполнил. Более полувека Лев Ролин отдал ракетному делу
85-летний конструктор АО «ГРЦ Макеева» внес огромный вклад в обеспечение безаварийной эксплуатации баллистических ракет подводных лодок.
Первые шаги
Знакомство Льва Ролина с СКБ-385 (ныне АО «ГРЦ Макеева») произошло в 1955 году. Сначала он прибыл на предприятие для выполнения дипломной работы, а затем, защитив ее на отлично в Днепропетровском госуниверситете, приехал трудоустраиваться.
Начальник отдела кадров сразу повел его к генеральному конструктору предприятия Виктору Макееву: «Может, направить его в цех?» Но Макеев был категоричен: «Такие специалисты нам в КБ нужны!»
В конечном итоге Лев Ролин оказался в отделе, который занимался серийным производством ракет разработки ОКБ-1 Сергея Королева. Было сделано шесть изделий, но во время испытаний половина из них не полетела. А на будущий год, согласно оборонному заказу правительства СССР, надо было изготовить уже 100 таких ракет для нужд Советской Армии.
Мелочей нет
Поднялся большой шум! В Златоуст приехало руководство ОКБ-1, а также смежники. Генеральный конструктор ОКБ-1 Сергей Королев предложил уже опробованный в его коллективе способ — организацию жесткого инженерного контроля. Было решено изготовить 10 ракет, и за каждой закрепить конструктора, который бы прошел всю технологическую цепочку от начала изготовления до выпуска изделия.
Одну из ракет поручили вести Льву Ролину. Молодой конструктор на всю жизнь запомнил сказанные ему лично Сергеем Королевым слова: «В ракетном деле мелочей нет». Они, по сути, стали девизом всей его жизни. В процессе работы он детально ознакомился со всей технологией изготовления изделий и ,конечно же, сильно продвинулся в познании тонкостей профессии. Все 10 ракет отправили на полигон, отстреляли, и они успешно прилетели на боевое поле.
Затем Льву Ролину было поручено руководить общей сборкой остальных ракет. Работали по 12 часов, сам Виктор Макеев приходил во вторую смену для проверки системы управления изделий и окончательной сдачи их заказчику. В итоге задача была выполнена, все 100 ракет изготовили в срок.
Неуправляемый полет
Лев Ролин вспоминает интересный эпизод, связанный с ракетным комплексом Д-2 и ракетой Р-13 (за их серийное производство Лев Николаевич, кстати говоря, получил свой первый орден «Знак Почета»). В 1960 году пуск этих ракет пытались выполнить на Камчатке военные. Вышли на подлодке в море, запустили первую ракету, а она ушла в неуправляемый полет. Второй пуск — результат тот же. Третий — снова неудача.
Была создана комиссия. Выехали на Камчатку и специалисты СКБ-385 во главе со Львом Ролиным. Они тщательно все расследовали и выявили «рацпредложение», из-за которого падали ракеты. Оказалось, что командир ракетной боевой части подводной лодки, чтобы точно знать время старта, подключил в цепь стрельбы электрические часы. Через них цепь замыкалась, отключалась система управления, и ракета уходила в неуправляемый полет.
Счастливый «талисман»
В 1972 году подводные лодки стали строить на заводе в Комсомольске-на-Амуре. При сдаче второй лодки от помощи ГРЦ решили отказаться. Подготовили своего специалиста-ракетчика и в декабре 1972 года вывели подлодку в море. Но ракеты с нее не стартовали: произошло аварийное отключение двигателя.
Срочно созвали рабочую комиссию, для участия в ее работе был направлен на Дальний Восток и Лев Ролин. Обнаружилось, что ракеты перед стартом привезли вечером на пирс, а председатель госприемки запретил в ночное время грузить их на подлодку. Ночью температура понизилась до минус 10 градусов, что оказалось критическим для двигателя.
Разрешили повторную стрельбу еще двумя ракетами. Первая успешно стартовала, а вторая почему-то осталась в шахте. Пришлось разбираться в причинах дальше. В бухте Павловского, где базировалась подлодка, срочно собралась правительственная комиссия.
Вот что вспоминает Лев Ролин:
— Я сообщил наши выводы по сложившейся ситуации. Мне сказали: «Ну что ж, проверим правильность твоих слов!» Моряки подготовили и загрузили на подлодку еще четыре ракеты. Виктор Макеев сказал: «Пойду на подводной лодке!» Я настойчиво его отговаривал: «Виктор Петрович, будьте с начальством на корабле управления!» — «А ты гарантируешь, что все ракеты взлетят?» — «Гарантирую!»
Подлодка вышла в море, военные под руководством Льва Ролина успешно провели предстартовую подготовку, и все ракеты попали в цель.
В ГРЦ и эксплуатирующих организациях ВМФ уже сложилась уверенность: если в пусках участвует Лев Николаевич, ЧП не произойдет. Виктор Макеев постоянно направлял на ответственные испытания своего заместителя. А тот всегда находился в подлодке в одних и тех же «счастливых» тапочках, что послужило поводом для суеверий. Однажды, когда Лев Николаевич свой «талисман» забыл, кто-то предложил послать за тапочками курьера в Миасс. Впрочем, самым главным «талисманом» был, конечно же, его безупречный профессионализм…
Без происшествий
За период 1960-2010 гг. на флоте во время серийной эксплуатации отстреляли более 2,5 тысячи ракет. Из них 95 % выполнили боевую задачу, у 5 % произошли отказы, в основном из-за ошибок личного состава и производственных дефектов. После 1986 года аварийных происшествий с баллистическими ракетами и морскими ракетными комплексами на флоте не наблюдалось. Лев Ролин считает: свою миссию он выполнил. Под его руководством и при участии сформированной им команды изделия ГРЦ были отточены до совершенства. Создана учебно-тренировочная аппаратура, которая помогает обучать личный состав подводных лодок грамотной, безаварийной эксплуатации баллистических ракет и морских ракетных комплексов. Специалисты ГРЦ добились максимальной безопасности при перевозке и погрузке-разгрузке крупногабаритных ракет на железнодорожном и автомобильном транспорте.
По инициативе Льва Ролина организован гарантийный и авторский надзор в кооперации разработчиков и изготовителей, а внутри предприятия создана сильная служба сервисного, гарантийного и технического обслуживания ракетных комплексов.
Лев Николаевич обосновал необходимость и возглавил направление работ по продлению сроков эксплуатации баллистических ракет подводных лодок и морских ракетных комплексов. Реализация этой программы не только дала многомиллиардную экономию, но и позволила в течение многих лет поддерживать в постоянной боевой готовности морскую составляющую ядерных сил России. За эту работу Лев Ролин награжден орденом Ленина.
Командная работа
Успех во всех этих направлениях — командный. Он был бы невозможен без тесного, конструктивного взаимодействия, всесторонней поддержки со стороны генерального директора, генерального конструктора ГРЦ Владимира Дегтяря, без эффективной работы подготовленных Львом Ролиным управленцев.
Есть и еще один секрет. В течение 57 лет Лев Ролин верой и правдой служил ГРЦ, месяцами находясь в дальних командировках, потому что дома у него всегда был надежный тыл — любимая и любящая жена и четверо сыновей.
Один из них, Михаил, сегодня трудится в Государственном ракетном центре заместителем начальника отдела. Пришла сюда работать и его внучка — Татьяна Рукавишникова. А это значит, что «ракетное дело» Ролиных продолжает жить!
Поделиться

