Клад Пугачева и скалы Герасимова. «Легенды Малково» пройдут на берегу озера Чебаркуль
Фестиваль «Легенды Малково», который в этом году проводится 30 июля и состоится уже в четвертый раз за всю историю своего существования, — это не только масштабное действо: реконструкции, мастер-классы, лекции. Это еще и особая атмосфера, сложенная из незримых пластов истории, из свидетельств разных эпох, артефактов прошлого, которыми наполнено место проведения фестиваля.
Площадка проведения «Легенд Малково» и территория вокруг отмечены такими знаковыми местами, как стоянки каменного века древних угров, поселения эпохи бронзы ираноязычных скотоводов-металлургов, пришедших сюда в XVII-XIII веках до н.э., курганы гуннов раннего железного века (на территории Малковских курганов в 1958 и 1993 годах челябинскими археологами было открыто самое богатое и уникальное в Челябинской области захоронение гуннской жрицы).
В 1736 году возле озера Чебаркуль по распоряжению Василия Татищева началось строительство крепости, которая контролировала передвижения кочевников близ «узла» исторических дорог. Сама крепость была поставлена на мысу, почти отделенном от основного берега озерками и болотом, почему его иногда обозначали как «остров». На другом берегу озера, где проходила дорога, был поставлен редут, который сегодня мы называем «Малковским» (по названию деревни, которая позже возникла поблизости). С тем же XVIII веком связана легенда о том, что на вершине Малковской, или Пугачевской, горы, которая находится на развилке дорог, ведущих в Миасс и Чебаркуль, был зарыт клад времен Пугачевского восстания 1773-1775 годов. Наконец, неподалеку от деревни Малково находятся скалы «Герасимов камень»: в свое время это было любимое место кинорежиссера Сергея Герасимова, здесь прошло его детство…
За ответами мы обратились к руководителю челябинского отделения Российского военно-исторического общества, председателю правления фонда содействия сохранению культурного наследия «Общественный фонд «Южный Урал», кандидату исторических наук Гаязу Самигулову, который курирует на фестивале «Легенды Малково» одну из тематических локаций — площадку «Русская колонизация Южного Урала XVIII века».
Простые объяснения
— Гаяз Хамитович, расскажите, пожалуйста, о чем будет ваша лекция?
— Выступление составлено на основе материала, изложенного в двух моих книгах, которые вышли в 2011 и 2015 годах. Они посвящены истории русского расселения в Южном Зауралье. Лекция не будет повторением того, что изложено в книгах, и все же я буду опираться на эти источники. Дело в том, что за прошедшее время появилось много нового материала, который, к сожалению, я пока не могу опубликовать и представить общественности в силу организационных причин. Издание и переиздание — процесс длительный и непростой. Поэтому пока довольствуюсь устным изложением и публикациями в прессе.
Добавлю, что с лекцией буду выступать не только я, но и мой коллега Андрей Рыбалко. На мой взгляд, сегодня он является самым разносторонним и продвинутым этнографом в Челябинской области, специалистом по части материальной культуры, в частности, казачьего костюма. Будут и другие лекторы, которые расскажут о самых разных аспектах истории, культуры и традиций прошлого.
— Фестиваль «Легенды Малково» изначально посвящался исторической реконструкции. Появление образовательной, лекционной составляющей свидетельствует о росте мероприятия?
— Безусловно. Здесь каждый сможет найти для себя то, что ему близко. Кому-то интересны древние эпохи, кому-то — XVIII век. Каждый слушатель сможет сопоставить свои представления с тем, что ему расскажут эксперты. К примеру, есть разные представления о том, как происходило русское расселение на территории Южного Урала. На фестивале у желающих будет возможность проверить, насколько то или иное мнение совпадает с тем, как это видят специалисты. Можно будет поспорить, подискутировать. Главное, чтобы это был не спор ради спора, а стремление обозначить позиции, обосновать разные точки зрения.
— Фестиваль проводится в уникальном месте — с точки зрения природного ландшафта и с точки зрения расположения здесь исторических достопримечательностей. С чем связана такая концентрация «сокровищ»?
— Это легко объяснимо. В районе Чебаркуля находится один из исторических перекрестков. Как правило, появление дорог в этой местности связывают с периодом, когда сюда пришли русские. В действительности они существовали здесь задолго до этого, самое позднее — со времен эпохи бронзы. Дороги прокладывались вдоль Уральского хребта, пересекали его. Трассы, которые застали русские, впервые оказавшись здесь, были сформированы за тысячи лет до них. Поэтому в районе озера Чебаркуль мы имеем и материалы эпохи бронзы, и предметы неолита. Гунны оставили здесь свой след, когда передвигались по этим дорогам в ранний железный век. Кроме того, здесь действительно сформировался выдающийся язык степного ландшафта. Это естественная зона распространения кочевого населения на север.
Когда сюда пришли русские, контроль за дорогами стал одной из основных задач. Плотность населения не позволяла контролировать всю территорию. Нужно было охранять хотя бы узловые точки. Тогда началось строительство укреплений, крепостей. После постройки Чебаркульской крепости Татищев писал: «…Я мнил оную назвать Удила, понеже подлинная на них… узда». То есть в понимании того времени был взят под контроль, «под узду», важный транспортный узел.
Все это объясняет обилие памятников. Было бы странно, если бы их здесь не было...
Интересует история?
Читайте Telegram-канал «История. Уральская линия»: уникальное собрание старинных фотографий и интересных фактов об истории региона — t.me/hisur
Поделиться