Юрий Мокров: «Рутений в Челябинской области имел транзитное происхождение»
Новости о появлении в атмосфере рутения несколько недель держат лидирующие позиции в информационном пространстве. Находился ли источник загрязнения в Челябинской области, возможно ли в России существование кустарного производства этого радионуклида и какую дозу получили южноуральцы за десять дней инцидента — в разговоре главных редакторов наиболее влиятельных СМИ региона с гостем «Большой редакции» Юрием Мокровым, советником генерального директора ПО «Маяк» по науке и экологии.
— Рутений 106 — это искусственный радионуклид, который не встречается в естественной природе, он может быть получен только на ядерном реакторе либо на специальных ускорителях. Период его полураспада чуть более 1 года. Это означает, что ежегодно его активность уменьшается в два раза. Естественно, что в ходе своей производственной деятельности ПО «Маяк» сталкивается с рутением. Однако его выбросы настолько ничтожны, что их можно увидеть только в трубе.
— Тем не менее осенью он появился в атмосфере.
— Действительно, в конце сентября – начале октября текущего года рядом систем контроля загрязнения атмосферы были зафиксированы в очень небольших количествах следы рутения 106. Приведу пример, чтобы стали понятны масштабы: в 1 миллионе кубических метров воздуха регистрировалось всего несколько десятков беккерелей рутения.
Зарегистрировать такое низкое содержание рутения очень непросто. Для этого нужны мощные воздуходувки. Они существуют разных типов. Какие-то из них отбирают воздух ежесуточно, в каких-то отбор проб воздуха происходит в течение недели, месяца. Поэтому определить содержание рутения можно только после того, как фильтрующий элемент с воздуходувки снят и отправлен в лабораторию. Если при экспресс-анализе какого-то значительного превышения не выявлено, то фильтр встает в обычную очередь на проведение более детальных измерений.
На нашем предприятии стоят воздуходувки, которые имеют срок экспозиции от 10 суток до 1 месяца, поэтому мы зафиксировали следы этого рутения в первой декаде октября, когда сняли очередные фильтрующие материалы. При этом надо отметить, что при экспресс-анализе никаких следов рутения обнаружено не было. После того, как поднялся вокруг рутения информационный шум, мы, хотя на это не было никаких объективных причин, еще раз проанализировали все техническое состояние предприятия, системы газоочистки, все системы контроля на территории ПО «Маяк», в жилых зонах населенных пунктов… Нигде никаких отклонений выявлено не было. Именно поэтому мы пришли к выводу, что этот радионуклид имеет некое транзитное происхождение.
— То есть был внешний источник?
— Оснований для таких выводов много. Например, данные о появлении этого радионуклида в атмосфере одновременно, практически день в день появились на огромной территории: в Венгрии, Румынии, Украине, на части территории Российской Федерации, в частности на Северном Кавказе, в Волгограде, Татарстане, Башкортостане и на Урале в районе ПО «Маяк»… Почему в районе «Маяка», спросите вы. Да потому что эта территория экстремально напичкана приборами контроля. Поэтому его здесь и обнаружили. Кстати, чуть позже стало известно, что рутений был обнаружен и в Сибири, и Казахстане. Первые данные регистрации рутения касались 25 сентября, последние — примерно 4 октября. Представить себе, что в течение одних суток произошло пусть минимальное, но загрязнение такой обширной территории из-за наземного источника, очень сложно.
Второй аргумент того, что ПО «Маяк» не причастен к данному инциденту, это то, что уровень загрязнения на всей этой огромной территории практически одинаковый. Если же есть какой-то наземный источник выброса, то в районе источника этого выброса должно быть очень мощное загрязнение, в сотни, тысячи, может быть, даже в миллионы раз большее, чем на расстоянии сотни, тысячи километров. Оценка радиационной обстановки, проведенная в округе нашего предприятия в первые дни после информации о фиксации рутения в атмосфере, не показала никаких отклонений. Мы отобрали пробы растительности, почвы... Количество рутения, как и других радионуклидов, здесь было не просто мало, оно было ниже пределов обнаружения нашей аппаратурой.
Только после детального анализа фильтрующих элементов воздуходувок нам удалось заметить чрезвычайно низкие концентрации рутения. Хотя то, что рутений появился даже в таких дозах, конечно, само по себе действительно необычно.
— Почему после обнаружения заражения не была объявлена чрезвычайная ситуация?
— Дозу, которую мог получить житель Урала за те 10 дней, которые фиксировался рутений, сопоставима с дозой, которую получает любой житель нашей планеты за 10 минут от естественных источников излучения. Принятия каких-то мер реагирования на ситуацию просто не требовалось, потому что концентрация была намного ниже установленных норм.
— В период, когда об инциденте было минимальное количество официальной информации, появилось немало слухов и версий. Одна из них предполагала, что источником загрязнения могло стать некое кустарное производство или же предприятие, которое по каким-то причинам, например, переплавило радиоактивный металл? Насколько такая версия правдоподобна?
— Очень хороший вопрос, потому что первая версия, которая у нас на ПО «Маяк» появилась, предполагала, что, возможно, на какой-то мусоросжигательный завод или в какую-то мартеновскую печь, где переплавляют металлолом, мог по какой-то неряшливости, случайности поступить источник, который при сжигании или переплавке дал выброс в атмосферу. Теоретически это возможно. Однако, когда мы стали эту версию более детально прорабатывать, мы пришли к выводу, что она абсолютно абсурдна. Объясню. В настоящее время в России производится рутений для медицинских целей в объеме не более одной десятой кюри в год. Но если оценить концентрацию по всем территориям, где рутений был зафиксирован, площадь этой территории, скорость осаждения этого радионуклида, то даже простой арифметический подсчет покажет, что для этого одномоментно в печку должно было поступить рутения не меньше нескольких тысяч кюри. Кстати, это было подтверждено выводами французских специалистов, которые назвали цифру от 3000 до 8000 кюри. Такой источник нельзя накопить, напомню, что каждый год активность рутения уменьшается в два раза. Поэтому данная версия как минимум для территории России, где таких источников просто нет, и была исключена.
Кустарным же образом рутений изготовить невозможно. Даже для получения его ничтожного количества нужна сверхсложная аппаратура: либо ядерный реактор, либо мощный ускоритель.
Но замечу, что ситуация с появлением рутения действительно очень необычная и, я думаю, она еще долгое время будет занимать умы ученых, экологов, других специалистов. Сейчас версий очень много. Но то, что ПО «Маяк» здесь ни при чем, на сегодня, на мой взгляд, полностью доказано.
Поделиться