Будут ли выдавливать маршрутки с улиц Челябинска
Развитие системы общественного транспорта в любой территории всегда вопрос политический, особенно это так в миллионном городе. Перемещаться из точки А в точку В жители хотят в удобное для них время и, насколько это возможно, в комфортных условиях. Кроме всего прочего, это перемещение накапливает вокруг себя еще массу вопросов, влияющих на жизнь горожан.
- Новая схема. На четырех перекрестках Челябинска запретили поворачивать налево
- Усиление города. К чему должны привести политические перемены в Челябинске
Линия разлома
Основная острота вопроса в этой дискуссии была сосредоточена вокруг такого явления на дорогах города, как маршрутки. К слову, специалисты, серьезно занимающиеся этим вопросом, от такой формулировки отмахиваются, справедливо указывая, что в ней не отражена суть этого вида транспорта. Правильно называть курсирующие между остановками всякого рода «газели», «форды» и «пазики» автобусами малой и средней вместимости. Но мы все-таки исключительно из желания быть ближе к народным формулировкам в данной статье продолжим их величать маршрутками.
Почему же именно данный вид транспорта сегодня часто становится точкой, в которой начинает периодически трясти в спорах и чиновников, и политиков, и обычных граждан? Скорее всего, причина этого в неоднозначном их влиянии и на экономику, и на логистику, и на безопасность движения, и даже на экологию большого города. Люди в вопросе надобности маршруток, как правило, занимают противоположные позиции — от «куда же без них» до «пропади они пропадом».
Этот разлом, к примеру, четко показал опрос, который неделю назад провели в социальных сетях среди своих читателей журналисты сайта «ЧелябинскСегодня». Как пишет издание, «в Facebook перевес между двумя противоположными вариантами был минимальный: 51 % были уверены, что в Челябинске не случится транспортного коллапса, даже если маршрутки разом исчезнут, а еще 49 % засомневались в позитивном исходе… В «ВКонтакте» на вопрос, справится ли город без маршрутных такси, 58 % посетителей заявили, что челябинцам придется туго, если лишить их этого вида транспорта… В Telegram 80 % набрал вариант ответа против этого вида транспорта».
Однако среди специалистов-транспортников желающих видеть проблему в черно-белом варианте немного.
«На сегодняшний день две трети общественного транспорта в Челябинске занимают именно маршрутки, как называют их на бытовом уровне, — говорит Николай Горяев, доцент кафедры автомобильного транспорта ЮУрГУ, кандидат технических наук. — А стало быть, в нашем городе очень большое количество жителей голосуют своим рублем за этот вид общественного транспорта».
В ГИБДД, подтверждая эту мысль, дают справку, что на сегодняшний день в Челябинске работают более 5000 маршрутных транспортных средств малой вместимости.
Быстро, но небезопасно
Однако эксперты отмечают, что голосование рублем со стороны населения в пользу маршруток зачастую носит вынужденный характер. Люди выбирают этот вид транспорта из-за его большей доступности, а не по причине комфортности и тем более безопасности. К слову, именно безопасность — одно из слабых мест малых автобусов, так считают как пассажиры, так и другие участники движения на дорогах Челябинска. В определенной части с этим согласны и специалисты, замечая, что, как правило, виновата в этом не техника, а люди.
«В Питере, если водитель работал в маршрутном такси, его уже в муниципальный транспорт не берут, — комментирует Николай Горяев. — Считается, что его психология поведения на дороге несколько деформирована».
Но, если верить статистике, в этой части в областном центре в последнее время ситуация начала выправляться.
«В 2018 году в Челябинске впервые за пять лет произошло снижение аварийности на пассажирском транспорте, — говорит Виталий Липовцев, начальник отделения ГИБДД в городе Челябинске. — Всего в прошлом году было зарегистрировано 105 подобных ДТП с пострадавшими, тогда как в 2017 году их было 125».
Правда, надо отметить, что это учетная аварийность, в которую включаются лишь ДТП с пострадавшими и погибшими. Относительно того, наблюдается ли в целом снижение ДТП с участием автобусов, маршруток и иного пассажирского транспорта, статистика молчит.
Ситуацию с безопасностью в среде маршруток также портят и нелегалы, которых на рынке немало. Они нарушают все мыслимые и немыслимые нормы и правила. На вопрос, как с ними эффективно бороться, эксперты лишь разводят руками. Возможно, навести порядок с нелегальными маршрутчиками можно, лишь если все надзорные органы соберут свои усилия по борьбе с ними в единый кулак. Эффект будет более очевиден, если пойманного нелегала одномоментно прижмут и полицейские, и налоговики, и муниципальные чиновники.
За чей счет банкет?
Сегодня в глазах обывателя рынок пассажирских перевозок в Челябинске серьезно «замаршрутен». Однако так было не всегда.
«Процесс закрепления маршруток на дорогах нашего города вначале происходил стихийно, а потом эволюционно, — считает политолог Александр Мельников. — Была определенная система общественного транспорта до начала нулевых, в которой так называемых маршруток не было. Но впоследствии они зашли в определенную нишу и с точки зрения создавшейся транспортной системы предоставили горожанам иной уровень сервиса. В частности, маршрутчики стали ездить там, где в принципе не ходил традиционный общественный транспорт».
С ним согласен и депутат Челябинской городской думы Дмитрий Довженко: «Изначально бизнес начал действительно занимать те ниши, где не было муниципального общественного транспорта. Это были деревни вокруг Челябинска, куда никто доселе не ходил, новые микрорайоны города... Но в какой-то момент маршрутки начали вытеснять с рынка другие виды транспорта, в том числе и магистральный».
Но в скором будущем ситуация может начать меняться. Подправить ее способны новые правила, которые начнут работать уже этой весной. Если раньше должны были лицензироваться те, кто работает лишь на регулярных маршрутах, то с марта лицензию должны будут иметь все.
«Это может привести к некоторому оттоку игроков с рынка, — считает Николай Горяев. — Кроме того, данное изменение может подтолкнуть некоторых к отказу от автобусов малой вместимости, ведь небольшое переоборудование легко переводит маршрутку из ранга автобуса в разряд обычного автомобиля».
Есть еще один момент, который просят учитывать наши эксперты, — требования к перевозке пассажиров с ограниченными возможностями здоровья. Судя по всему, они со временем будут все более ужесточаться, и это также принесет определенные изменения на этом рынке. Ведь в автобусах малой вместимости технические решения для выполнения этих задач практически не применяются, ибо это делает такой транспорт экономически неэффективным.
А вот современные низкопольные автобусы для выполнения этого и многих других требований отлично подходят. И, как известно, губернатор Борис Дубровский инициировал для Челябинска покупку нескольких сотен автобусов, которые не только отвечают требованиям безопасности, комфорта, но и используют экологически чистый вид топлива. Такое вливание в челябинский транспорт однозначно подвинет маршрутки с улиц города. Однако полностью уйти с рынка пассажирских перевозок Челябинска им вряд ли кто-то даст. Так как это не менее экономически нецелесообразно, как и их засилье.
«Конечно, маршрутки как вид пассажирского общественного транспорта имеют право на существование, — говорит Николай Горяев. — Маршруты в городе очень разные. Есть магистральные направления, на которых большой пассажиропоток. Есть направления с маленьким пассажиропотоком, и попытка поставить на них большие автобусы приведет к тому, что между ними образуется гигантский интервал. Мое мнение, как специалиста, в том, что вместимость автобуса должна соответствовать пассажиропотоку, а он везде разный».
Есть еще одно рассуждение, заставляющее более трезво взглянуть на развитие системы общественного транспорта.
«В моем представлении выстроить идеальную модель в системе общественного транспорта можно, только ответив на один простой вопрос: за чей счет банкет? — отмечает Александр Мельников. — Либо за счет бюджета, и государство в таком случае выражает готовность серьезно вложиться и в развитие инфраструктуры, и в обновление транспортного состава, в поддержание социально ориентированной ценовой политики. Либо за счет населения или бизнеса. Остается вопрос: кто готов сегодня идти на эти траты?»
Впрочем, как будут решать транспортный вопрос в Челябинске, мы узнаем уже достаточно скоро. Это будет зависеть и от того, чья программа развития города, предложенная кандидатами на пост главы администрации, будет одобрена депутатами.
Поделиться