Под грифом «Секретно»

19 Января 2012
Под грифом «Секретно»

«Взгляд из прошлого в настоящее: история парламентаризма в Челябинской области в ХХ — начале ХХI вв.» — это хрестоматия для школьников, в которой собраны архивные документы и материалы об истории выборов на Южном Урале и становлении местных органов власти.

В Челябинске издали учебное пособие по истории парламентаризма


«Взгляд из прошлого в настоящее: история парламентаризма в Челябинской области в ХХ — начале ХХI вв.» — это хрестоматия для школьников, в которой собраны архивные документы и материалы об истории выборов на Южном Урале и становлении местных органов власти.

Без комментариев


В минувший вторник, в день рождения Челябинской области, издание презентовали в региональном Законодательном Собрании.


По словам автора Елены Калинкиной, консультанта пресс-службы ЗСО, кандидата исторических наук, это не научный труд, какие уже есть по этой теме, а учебное издание для широкого круга читателей. Формат хрестоматии позволил опубликовать документальные свидетельства (их всего 96) без комментариев и оценок. Материалы охватывают период с 17 октября 1905 года по настоящее время.


В издании много иллюстраций — более 70 фотографий и отсканированных документов, дополненных десятистраничной вклейкой с фото. Кроме того, фотоматериалы и документы нанесли на поля каждого из трех разделов книги.


Среди документов, которые вошли в издание, есть материалы, много лет пролежавшие в архивах под грифом «Совершенно секретно». К примеру, такая запись о политической ситуации на Южном Урале, датированная мартом 1921 года:


«Распространялись стихотворения следующего содержания:
Проснись, мужичок,
весна на дворе,
коммунисты давно
надоели тебе.
Встань, проснись, пробудись
и винтовку возьми,
коммунистов долой
со двора ты сгони...».

Среди документов, опубликованных впервые, карта Челябинской области за 1935 год, сразу после ее образования.

Съехались на телегах


При составлении хрестоматии использовались разные исторические источники — декреты, распоряжения органов власти, отчеты, газетные вырезки. Например, отрывок статьи из газеты «Приуральский край» за 28 января 1907 года о выборах в Госдуму:


«28 января с 9 часов утра в зрительном зале Народного дома городской избирательной комиссией был открыт прием избирательных бюллетеней. Наибольший наплыв избирателей начался с 11 час. и продолжался до 1 часу дня. После чего подача стала затихать. Здесь вели усиленную агитацию октябристы, пользуясь благосклонным невмешательством полиции».

— Есть также любопытные описания, как проходил первый в области съезд Советов, тогда приехавшие депутаты заставили своими телегами всю территорию площади Революции, — рассказывает Елена Калинкина. — Челябинские кондитеры испекли к этому событию огромный торт, который выносили шесть человек.


Хрестоматия была издана по инициативе Заксобрания области в рамках проекта «Парламентский урок: через прошлое к будущему», которые депутаты проводят в южноуральских школах с 2009 года. Новое издание будет отправлено в библиотеки пока 20—25 школ Челябинской области.


Педагогическое сообщество региона убеждено в том, что хрестоматия поможет детям высказывать свое мнение по поводу тех или иных исторических событий, что очень важно для формирования поколения людей с активной гражданской позицией.

Елена Подольская


МНЕНИЯ

Игорь Сибиряков, доктор исторических наук, профессор, завкафедрой истории России ЮУрГУ:

— Это умная, добрая и красивая книга, ценная в том числе и тем, что построена на разных источниках. Авторы не стали выносить вердикт, они привели факты и документы. Этот подход заставляет думать. Есть такое крылатое выражение — капля долбит камень, я надеюсь, что книга, которая попадет в руки школьникам,поможет разрушить авторитарность общественного сознания.

Алевтина Ковригина, учитель истории школы № 15 Челябинска:


— Детей нужно учить элементам анализа, критическому мышлению, а не просто передавать информацию. Интерес к краеведению у школьников есть,только его нужно поддерживать. На уроках истории очень важно проводить параллели из прошлого в будущее, в хрестоматии есть такие примеры. Те же вопросы, которые задавали кандидатам в депутаты в начале 20 века.

Людмила Артамонова, руководитель методического объединения учителей истории и обществознания Калининского района:

— Дети понимают исторические явления лучше, если они поданы через события, которые происходили и происходят где-то близко — в твоем городе, регионе. Работа с хрестоматиями не только формирует у детей осмысленный взгляд на историю, но и позволяет связать в их сознании два предмета — историю и обществознание.

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты