Для будущих производственных кадров практику преломляют на постоянное место работы
Все, как в лучших традициях советской школы, только теперь — по новым стандартам. Принцип «ты приходи, а мы переучим», на производствах больше не актуален, уверены региональные власти, промышленники и сами представители технических вузов.
Все, как в лучших традициях советской школы, только теперь — по новым стандартам. Принцип «ты приходи, а мы переучим», на производствах больше не актуален, уверены региональные власти, промышленники и сами представители технических вузов.
В Челябинской области найти понимание между работодателями и образовательными учреждениями помогут базовые кафедры, а адаптировать выпускника к работе на производстве — прикладной бакалавриат.
Выпуск как техзадание
— Мы видим только плюсы в сочетании образования и основного работодателя-партнера. С ММК нас объединяют 10-летние связи, что позволило нам выглядеть конкурентоспособными на рынке труда. Так, совместными усилиями были сформированы основные направления. Так, были открыты новые специальности, ранее не характерные для нашего университета. Мехатроника, например, — рассказывает о примере преломления требований работодателя на образовательные программы Валерий Колокольцев, ректор Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова. — На протяжении последней пятилетки, когда практически во всех технических вузах, не говоря уже про гуманитарные, шло сокращение контрольных цифр приема, нам их только наращивали. В частности, по металлургическим, строительным, энергетическим направлениям. На 2014--15 годы примерно на 20 процентов цифры выросли — а это субсидии и обеспеченность рабочими местами.
К тому же, в новом законе «Об образовании», как отметил руководитель МГТУ, появилось совершенно новое направление подготовки — так называемый прикладной бакалавриат.
— Помните лозунг: забудь все, что учил, мы тебя тут будем переучивать? Сейчас такого нет, — убеждает Валерий Колокольцев. — В прикладном бакалавриате предусмотрено до полутора лет практики. Причем полгода непрерывной, после чего человек вольется в рабочий процесс фактически без адаптации. Такие специалисты сейчас очень востребованы на рынке труда.
Программа прикладного бакалавриата позволяет также получать дуальное образование — рабочую профессию (профессию среднего профобразования) вкупе с высшим образованием, то есть иметь два диплома. Причем идут на прикладной бакалавриат высокорейтинговые абитуриенты со средним баллом 72,5. Меньше, согласно динамике последних приемных кампаний МГТУ, шли на специальности.
— Имея дело с ребятами, которые прошли три практики по полгода плюс получили высшее образование, работодатели могут легко распоряжаться таким трудовым ресурсом, легко встраивать его в производственный процесс, — считает Валерий Колокольцев.
Он также прогнозирует, что количество контрольных цифр приема на прикладной бакалавриат будет только возрастать и к 2018 году составит в соотношении с набором на специальности 50/50.
Педагог с горячим стажем
В новом законе прописана, по мнению ректора МГТУ, и очень сильная в плане эффективности форма взаимодействия с работодателем — так называемая базовая кафедра. Она создается из сотрудников предприятия непосредственно на предприятии или на базе научно-исследовательского института, но финансируется вузом. То есть, уже нет неопределенности, как оплачивать труд преподавателя-производственника, а выпускники, которые проходят через базовую кафедру, ориентированы уже на конкретного работодателя — процесс образования идет фактически в стенах завода.
— Создание базовых кафедр — это классная вещь, — прокомментировал новшество подходов Семен Мительман, заместитель председателя ЗСО, вице-президент ЧРОО СПП. — Но у меня вопрос: сейчас дорабатывается «Стратегия 2020»: вы, например, четко знаете заявленную потребность до этого периода, чтобы планировать развитие подготовки кадров и технической базы? Минобразования жалуется, что нет четких цифр от работодателей…
— Большие права на формирование контрольных цифр приема были делегированы именно регионам: 30 процентов формируют федералы и 70 процентов — субъекты. Поэтому это ваши пожелания, работодатели — от них мы и будем отталкиваться, — ответил Валерий Колокольцев и дополнил эту позицию претенциозной информацией: «Мы сейчас строим новый кембридж».
— Не только с проблемами в энергетике или логистике связано то, что какой то бизнес не может развиваться. Сегодня именно отсутствие квалифицированных кадров во многом сдерживает это развитие, — согласен с необходимостью «приземлять» образование исполняющий обязанности губернатора Борис Дубровский. — И такие конгломераты, как ММК с МГТУ — это очень положительный пример. В качестве шутки: спасибо, что строите кембридж: через некоторое время можно будет говорить о том, что я его закончил.
Поделиться