Победы и будни молодого ученого
Недавно Ильдар Давлетчин, аспирант Челябинской государственной академии культуры и искусств, победил во всероссийском конкурсе профессионального мастерства в сфере молодежной политики. В свое время он окончил факультет культурологии, в аспирантуре обучается второй год.
Недавно Ильдар Давлетчин, аспирант Челябинской государственной академии культуры и искусств, победил во всероссийском конкурсе профессионального мастерства в сфере молодежной политики. В свое время он окончил факультет культурологии, в аспирантуре обучается второй год.
Несколько фишек
— Все началось с гранта академии культуры, который я выиграл благодаря представленному проекту, — начал свой рассказ Давлетчин. — Это была авторская программа о работе с детьми. «Культ- прорыв» называется. Потом с этим проектом был направлен во всероссийский детский центр «Орленок». Целое лето трудился там начальником одного из подразделений — детского лагеря «Комсомольский». В лагере помимо «Культпрорыва» придумал и реализовал еще несколько программ и инициатив. Уже совместно с подростками. Одна из них называлась «Цветик-семицветик». Ребята объединили творческие усилия, составили и отрепетировали под моим руководством концертную программу. И провели серию концертов по всему черноморскому побережью. Вырученные средства были перечислены затем в пользу онкобольных детей. Ради этой задумки все и затевалось изначально.
Работа в лагере выявила хорошие организаторские способности Давлетчина, его стали причислять к молодежным лидерам. Поэтому направили недавно в Тюмень на всероссийский конкурс профессионального мастерства в сфере молодежной политики. И Ильдар победил. Занял первое место в одной из номинаций. Конкурс собрал более ста участников из 28 субъектов РФ.
— Было нелегко, — вспоминает Давлетчин. — Конкурс проходил в несколько этапов. Нужно было предъявить видеофильм о себе, сочинение, собственные публикации… Только после этого кандидатуру утвердили. А дальше — начался экшн. Надо было реально показать, как ты умеешь работать с молодежью. К счастью, работа в лагере подсказала мне несколько профессиональных фишек. Главное, считаю, чтобы дети чувствовали себя самостоятельными, не надо преобладать над ними.
Второе — культура отношений. Это важно для подростков. Надо уважать их интересы, чувства, свободу. К примеру, надо знать все направления современной музыки, разновидности молодежных субкультур. Это малоисследованное направление на самом деле. Я занимаюсь им сейчас в рамках диссертации.
— Что конкретно делаете для этого?
— Встречаюсь с подростками — представителями различных субкультур. Общаемся, разговариваем. Панки чаще всего становятся таковыми из чувства протеста. Например, против диктата родителей. В хип-хоп идут дети улиц. Любящие движение, энергичные. Хип-хоп зародился в среде рабочего класса Нью-Йорка в конце 1970-х. Уличный андерграунд. Сейчас это часть молодежной культуры во многих странах мира. Его основная линия — протест против неравенства и несправедливости. Я и сам занимаюсь хип-хопом с 2004 года. А теперь уже преподаю его.
По максимуму
— В чем практическая ценность вашей будущей диссертации, как думаете?
— Основная идея: для нормального развития подростка необходимо творческое пространство. Система образования переходит сейчас на стандарты нового поколения. Важны духовно-нравственные ориентиры. Вот и моя работа примерно о том же. Она полезна будет, кстати, и учителям. Практика показывает: они порой не понимают современных подростков. А я пытаюсь постичь их. Предварительно погрузившись по максимуму в их среду.
— Какие еще у вас интересы?
— Мои интересы, помимо диссертации, — танцы и путешествия. Побывал во многих городах России и в Америке. В 2007 году работал в Нью-Йорке в театральном лагере. Представители туда съехались из 36 стран. Я был, как бы у нас сказали, вожатым. Мальчики и девочки в лагерях за границей живут обязательно раздельно, не как у нас — в объединенных отрядах. На пятнадцать человек строго — четыре—пять вожатых (у нас: на тридцать — два).
Ребенок сам выбирает, чему бы хотел научиться за время пребывания в лагере, он — индивидуальность, личность, выбор которой уважают. У нас — коллективное существо. Зато в наших лагерях больше возможностей социализироваться. Сейчас хочу еще съездить в австралийский лагерь — детский центр «Кенгуру». В наступающем 2011 году точно поеду туда, есть уже договоренность. Это опять же надо для диссертации. В ней будут параллели, сопоставления — по работе с подростками за рубежом и здесь, в России.
— Есть мечта у вас?
— Мечтаю о большой творческой студии. Нанял бы много хореографов, режиссеров… Сделал бы ее бесплатной для всех, кто желает заниматься творчеством! В Германии, мне рассказывали, нечто подобное существует. Там в каждом квартале что-то типа клуба для детей. Работают с ними волонтеры. Двери клуба открыты всегда, для всех. Если честно, у меня есть уже небольшая собственная детская творческая студия в Копейске (являюсь предпринимателем). Называется «Студия роста». Но там родители платят, иначе студии и мне вместе с ней не выжить. Стипендия-то аспирантская невысока.
— Как все успеваете? Работа, подростки, диссертация, студия…
— Жизнь заставила ценить время. Умею просто его планировать.
— Каким представляете себя в перспективе?
— Буду продолжать научную деятельность… Моим научным руководителем, кстати, является профессор ЧГАКИ Михаил Евгеньевич Дуранов, ему 90 лет — в полном уме и здравии, на зависть многим молодым. Вот и я так хочу! Еще планирую продолжать работу с детьми. Обязательно! Вступлю вскоре в международную ассоциацию детских лагерей и центров. И намечаю жениться. Своей девушке уже сообщил: хочу не менее троих детей! И чтобы семья была прочная, дружная…
Так получилось, что нас с сестрой воспитывала бабушка, Загида Сабировна. Ей 87 лет уже… Мама моя умерла от рака. Отец тяжело переживал. И не переставал пить. Мне было на тот момент пятнадцать лет. Чувство обиды еще долго жгло и преследовало… Не хочу своим детям подобных ощущений. Дети не должны быть незащищенными, брошенными. Только доброта, любовь, надежность и прочность отношений и чувств… Все, что дает семья… И я верю: в моей семье будет именно так!
После разговора с Ильдаром Давлетчиным подумалось вот о чем. Хорошо, когда образование идет в ногу со временем. Хорошо, когда оно востребовано на рынке труда. У нас пока такое не всегда получается. Учишься по одной специальности, работаешь по другой, мечтаешь о третьей. Аспиранта Давлетчина спасает от этой беды твердость в намерениях и бескомпромиссность на пути к мечте. Чтобы не изменять высшей цели, он даже предпринимательством занялся. В данном случае это стоит расценивать как благо, а не измену «чистой науке». Хорошо, когда молодые люди не боятся рисковать и открывают свои предприятия, услуги которых социально направленны. Пример Ильдара говорит о том, что современной социальной науке необходимо не уходить в крайний академизм, а наряду с практикой исследовать, пробовать различные формы работы с «целевой аудиторией».
Поделиться