К 70-летию Победы. В списках не значился

22 Января 2015
К 70-летию Победы. В списках не значился

Искать, пока все не будут найдены

 Искать, пока все не будут найдены

В редакцию газеты пришло письмо от нашей читательницы Анны Трушниковой, которая всю жизнь ищет родного брата, пропавшего на фронте в годы Великой Отечественной войны.

«В одном из последних номеров газеты «АиФ» появилась публикация «Как искать солдата», где еще раз нам напомнили, что «безвозвратные потери советских военнослужащих во время войны составили без малого 12 миллионов человек. Около четырех миллионов из них числятся пропавшими без вести. Но, даже если место погребения солдата известно, о нем далеко не всегда знают родственники».

Среди этих четырех миллионов и мой брат — Иван Захарович Пузиков, о судьбе которого нам все эти годы не было известно.

Командир саперного взвода

Публикация вдохновила меня. «Дитя военной поры», ветеран педагогического труда, в этом году отметившая 80-летний юбилей, я решила еще раз попытаться отыскать могилу своего брата.

В Интернете в базе данных «Мемориал» мои дети нашли запись: Пузиков И.3. пропал без вести в июне 1942 года на Ленинградском фронте. Извещение об этом моя мама получила только в 1946 году. Девчонкой помню ее безутешные слезы в День Победы, ведь всю войну она ждала весточки-письмеца от единственного сына, а я — брата.

Родителей моих давно нет в живых, мне уже тоже «отстукивают» последние годы, но я не теряю надежды в поисках места гибели брата. Перечитываю книги о войне. Последняя из них — из серии «Военные мемуары» Героя Советского Союза маршала К.А. Мерецкова «На службе народу» — открыла мне глаза. Из нее я узнала о месте и причине гибели молодых 18-летних курсантов, среди которых был и наш Ваня.

Маршал Мерецков в 1942 году командовал Карельским, Волховским, а затем, вместе с Жуковым, и Ленинградским фронтами. В книге он подробно анализирует причины неудач и побед в то самое тяжелое время войны.Читая и перечитывая страницы воспоминаний, я столкнулась с номерами армий, воинских частей, и вдруг меня осенило: да ведь именно эти номера, 2-я Ударная армия (2УА) и 327-я стрелковая дивизия, указаны в ответах на наши запросы о судьбе брата после войны из Центрального архива Министерства обороны. Я еще раз достала эти уже полуистлевшие бумажки, переданные мне моей 87-летней мамой, и перечитала их: «Лейтенант Пузиков И.3. приказом Ленинградского фронта № 0161 от 08.05.1942 г. был направлен в распоряжение 2-й Ударной армии на должность командира саперного взвода».

В другом ответе из архива МО приказом 2-й Ударной армии за № 1942 значится: «Командир саперного взвода лейтенант Пузиков И.З. убыл в распоряжение командира 327-й стрелковой дивизии» — и далее: «В алфавитных и штатно-должностных книгах учета офицеров не значится».

«Почему? Как же так?» — эти вопросы очень взволновали меня. И я еще раз перечитала и выделила в книге Мерецкова главы о причинах таких больших потерь во 2-й Ударной армии.

В бой пошли молодые

Мой брат был направлен на фронт в апреле 1942 года после окончания Златоустовского военно-инженерного училища. Его судьба повторяет судьбы тысяч солдат. Иванокончил школу в 1941 году. Ему еща не было 18 лет, когда его призвали 19 августа 1941 года в ряды РККА. В документах значится, что «Пузиков И.З. состоит с 1 сентября 1941 г. на действительной военной службе в кадрах РККА в должности курсанта Златоустовского военно-инженерного училища». Училище он окончил через шесть месяцев, и сразу же выпуск был направлен на Ленинградский фронт.

Я помню, как мама ездила в Златоуст провожать брата. Мы жили в то время на станции Макушино Курганской области.

Какие они все молоденькие, — говорила мама, — красивые, и уже лейтенанты. Говорят, у них страшное звание — лейтенанты-саперы, которые ошибаются один раз.

А как мы радовались первой открытке с дороги. Иван писал, что едут они очень медленно, что их поезд обгоняют составы с оружием и танками (шла битва под Москвой). Строчки из этих открыток я запомнила на всю жизнь (мне было семь лет): «Аня, помогай маме, ведь вы остались одни». Отца, участника Гражданской войны, призвали на трудовой фронт. Он, плотник по профессии, ремонтировал санитарные эшелоны, перестраивал здания под госпитали вдоль всей Омской железной дороги. Сестру отправили в Челябинск в ремесленное училище.

Из книги маршала Мерецкова я узнала, что 2-я УА, куда двигались наши курсанты, в это время (зима-весна 1942 года) выполняла главный удар «...по главной полосе обороны противника вдоль железной и шоссейной дорог Чудово — Новгород».

Это была еще одна зацепка. В Интернете из базы данных «Мемориал» в 2014 году мы нашли список из 28 человек — солдат, пропавших без вести в Чудовском районе Ленинградской области в июне 1942 года.

Вот и маршал в своей книге пишет: «Тактическая зона обороны противника была прорвана. Готовилась Любаньская операция. 2-я УА, продвигаясь, углубилась в расположение противника на 40 км, перерезав ж/д Ленинград — Новгород, но наступление было приостановлено из-за нехватки танков, снарядов, низкой подготовки пополнения». 2-я УА оказалась в окружении.

И новый проблеск в поиске: «Для развития прорыва было решено использовать только что подошедшие к району боевых действий 80-ю кавалерийскую и... 327-ю стрелковую дивизию полковника И.М. Антюфеева». И дальше: «...Проникшие за линию вражеской обороны соединения оказались изолированными от основных сил армии... Более того, они остались без боеприпасов, продовольствия и связи, т.к. их тылы не успели проскочить в брешь, тогда как немецкая группа армий «Север» пополнилась шестью дивизиями, переброшенными из Франции, Дании, Югославии и самой Германии». Наши же основные силы были брошены под Москву.

Далее: «...Имелись случаи пренебрежительного отношения к приему пополнения: маршевые роты во время пути горячей пищей не обеспечивались, пунктов обогрева для них не было... Персональный учет раненых и убитых находился в запущенном состоянии, в армии не знали даже приблизительных потерь». И вот самое главное: «...Мы вынуждены были ввести в бой все, что было под рукой: весь состав курсов младших лейтенантов и учебную роту младших командиров...».

Больше никаких вестей

Ятак подробно остановилась на этом периоде войны потому, что именно в это время в качестве пополнения прибыли во 2-ю УА и наши земляки-лейтенанты, пропавшие без вести в июне 1942 года именно в Чудовском районе Ленинградской области.

Маршал Мерецков пишет: «Мне довелось многое повидать за годы войны. И вот сейчас, перебирая в памяти увиденное, полагаю, что те недели были для меня самыми трудными. По накалу событий, по нервному напряжению, им сопутствующему, вряд ли можно их с чем-нибудь сравнить».

Теперь нам стало понятно, в какое пекло попал брат. От Ивана с фронта в мае 1942 года мы получили всего одну открытку с обратным адресом. Из открытки мне запомнились слова: «Мама, Аня, прибыли на фронт, получил под командование взвод». И все, больше никаких вестей. Только в апреле 1946 года мама получила извещение из РВК: «Ваш сын Пузиков И.З., находясь на фронте, пропал без вести 15 июня 1942 г. Райвоенком Новиков».

Так через 70 лет мы, наконец, узнали, где и при каких обстоятельствах пропали без вести Ваня и другие курсанты.

В этой же книге маршал Мерецков описывает и роль саперов. В тех боях именно они шли первыми, прокладывая дороги в лесах и болотах, устраивая переправы войск через реки Волхов, Полисть и другие. И называет главную причину неудач: слабая подготовка штабов, отсутствие должной связи между воинскими подразделениями и частая сменяемость высших командиров. Всего вышло из окружения 16 тысяч человек 2-й УА, в боях погибло 6 тысяч человек, а 8 тысяч считаются пропавшими без вести.

Давайте их помнить

В заключение мне хочется обратиться к поисковым отрядам, работающим в Чудовском районе, в районах ж/д Новгород — Ленинград, Чудово — Новгород, реки Полисть. Вами найдены останки тысяч солдат в этих районах. Нет ли среди них и останков солдат 327-й стрелковой дивизии? Ведь именно там где-то перезахоронены косточки моего брата и ребят его взвода.

Хочется обратиться и к жителям Златоуста Челябинской области. Возможно, чьи-то родственники тоже, окончив военно-инженерное училище в Златоусте, воевали во 2-й УА на Ленинградском фронте и тожепропали без вести. Давайте объединим усилия в поисках их захоронений. Очень жаль, что фамилии наших братьев не занесены в Книгу Памяти нашей области. А ведь они отдали свои жизни, приближая победу. Может быть, их имена и фамилии высечены на стелах, занесены в Книгу Памяти в Чудовском районе?

В своей книге маршал К.А. Мерецков дает такую оценку тем событиям: «...Завершить Любаньскую операцию успешно не удалось, тем не менее она имела большое значение для событий на советско-германском фронте в первой половине 1942 года. Наши войска сорвали наступление группы армии «Север». Наши войска получили большой опыт боевых действий в лесисто-болотистой местности, который пригодился для дальнейших сражений...»

Вечная память всем воинам, павшим, но сохранившим наши жизни! Хотя они в списках не значились, но они в памяти наших сердец!

Проведя этот поиск, я испытала облегчение, теперь я, мои дети, все внуки и правнуки узнали, где погиб их брат, дядя, дед, прадед, и когда-нибудь побывают в тех местах.

С уважением, Анна Трушникова»

            Читайте также:

            К 70-летию Победы.  Прадед и его горящий танк

 К 70-летию Победы. Объектив челябинца запечатлел печи Майданека и предчувствие Победы

В Челябинске живет единственный оставшийся в живых участник парада в Москве 7 ноября 1941 года

           Николая Беха называли заговоренным. 70-летию Победы посвящается

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты