В Челябинской области не станут сокращать электрички, несмотря на разрешение федеральных властей заменить пригородные поезда автобусами
Такова позиция регионального руководства. Этого же мнения придерживается и Свердловская пригородная компания, на чьих электричках ездят южноуральцы, и чей бюджет пополняется компенсациями за пассажирские перевозки — а они убыточны по определению — из областной казны.
Такова позиция регионального руководства. Этого же мнения придерживается и Свердловская пригородная компания, на чьих электричках ездят южноуральцы, и чей бюджет пополняется компенсациями за пассажирские перевозки — а они убыточны по определению — из областной казны.
В последние годы в Челябинской области отменили десятки пригородных электропоездов, таким образом сэкономив региональному бюджету сотни миллионов рублей. Если в 2012 году в области действовал 101 маршрут, то в 2013-м — сеть пригородного сообщения сократили до 61 направления, а на «пустые» маршруты вывели пассажирские автобусы. В этом году электричек еще меньше: отменены четыре поезда сообщением Карталы — Айдырля — Карталы. Существующую сеть из 57 маршрутов посчитали оптимальной, и сокращений больше не будет.
— Сокращать уже некуда, — комментирует замминистра строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области Сергей Смольников. — Заменять электропоезда пригородными автобусами повсеместно нельзя. Для этого в области нет дорог с необходимым качеством дорожного полотна. На грунтовые дороги запускать пассажирские автобусы мы не можем из соображений безопасности. Тем более, мы не говорим о том, чтобы отменить в регионе все электрички. Сейчас это невозможно даже теоретически. В области много поселков, которые были построены вокруг железнодорожных станций, и в которых люди живут и работают благодаря инфраструктуре, созданной для железнодорожных пассажирских перевозок. В ряде населенных пунктов железная дорога — это единственный способ туда добраться.
Руководство Свердловской пригородной компании не соглашается с южноуральскими властями лишь в одном — размере компенсации. По расчетам минстроя, в этом году перевозчик потеряет в прибыли около 100 миллионов рублей, но железнодорожники считают, что сумма выпадающих доходов будет больше на 18 миллионов. В расчетах стороны не сошлись главным образом по показателю населенности вагонов — так работники железной дороги называют заполняемость электричек. СПК уверяет, что пассажиров в электричках ездит меньше, чем показывают расчеты минстроя, а значит, и доход от продажи билетов ниже выверенной оппонентом цифры.
Сейчас этот конфликт решается в Арбитражном суде. Причем каждая из сторон подчеркивает, что сразу выполнит судебное решение, каким бы оно ни было.
— Однако, если у нас не будет денег, чтобы заплатить за аренду подвижного состава, возить людей будет не на чем, — предупреждает генеральный директор Свердловской пригородной компании Евгений Савостин.
По его словам, порядка 70 процентов в структуре затрат СПК на пригородные пассажирские перевозки «съедает» арендная плата за вагоны, владеет которыми Южно-Уральская железная дорога. Теоретически тариф на аренду может снизиться, если функции по его формированию передать Федеральной службе по тарифам. Сейчас плату за вагоны определяет сама ЮУЖД, основываясь на своих внутриведомственных расчетах.
В качестве еще одного варианта снижения тарифа на аренду эксперты называют смену собственника вагонов. Однако схема, когда область выкупает подвижной состав у железной дороги, а потом сдает его в аренду СПК по своим ценам, южноуральскими властями пока не рассматривается.
В любом случае, свой спор по поводу суммы компенсации стороны перевели на цивилизованные рельсы. И это, уверены эксперты, хороший знак.
— Радует, что Свердловская пригородная компания не отменяет электрички в одностороннем порядке, как это было в предыдущие годы, — замечает замруководителя Управления федеральной антимонопольной службы по Челябинской области Елена Семенова. — Нельзя доводить до ситуации, когда люди из-за отмены электричек выйдут на рельсы.
Поделиться