Не тесный рынок. Конкуренция в челябинском обувном ритейле становится менее жесткой из-за уменьшения числа участников

23 Ноября 2015 Автор: Алина Голованова Фото: Вячеслав Шишкоедов
Не тесный рынок. Конкуренция в челябинском обувном ритейле становится менее жесткой из-за уменьшения числа участников

С окончанием срока договоров аренды (а у многих оно придется на конец этого года) обувные магазины, которые работали преимущественно с китайским товаром, причем не напрямую, а через посредников, будут вынуждены покинуть рынок, полагают специалисты. Основные причины — ужесточение политики поставщиков, с одной стороны, и уменьшение покупательской способности — с другой. Те, кто на рынке останется, скорее всего скорректируют программу развития: либо будут сокращать количество точек сети, либо временно заморозят планы по расширению. При этом в более выигрышном положении окажутся российские компании, имеющие собственное производство.

В парах — меньше, в деньгах — больше

По информации, предоставленной нашему изданию одной из крупнейших обувных компаний «Обувь России» (в Челябинске и Челябинской области у этого игрока 24 магазина под брендами Westfalika, «Пешеход», EmiliaEstra, Rossita, Lisette), в 2015 году на обувном рынке наиболее существенное падение продаж в парах (на уровне 20-25 %) было отмечено в начале весны 2015 года. Во втором полугодии динамика падения замедлилась — до 10-15 %. В целом по году обувной рынок в парах сократится на 18 %, в рублях по итогам этого года он останется на уровне 2014-го — чуть более 1 трлн рублей.

— Что касается нашей обувной сети, то у нас сокращение продаж в парах в первом полугодии составило в среднем 18 %, однако идет прирост выручки в рублях, увеличивается чистая прибыль и рентабельность, — рассказывает «Южноуральской панораме» Наталья Паули, заместитель директора по связям с общественностью компании «Обувь России». — Положительная динамика финансовых показателей объясняется тем, что мы работаем с ассортиментом. В этом году уменьшили долю более дорогой модельной обуви и увеличили долю классической, универсальной, которая пользуется большим спросом. Кроме того, расширили ассортимент высокомаржинальной категории — сопутствующих товаров под собственными брендами. Развиваем также дополнительные сервисы для покупателей, такие как продажа обуви в рассрочку, платежи на кассе и т.п.

В четвертом квартале в «Обуви России» ожидают продаж на уровне не ниже 2014 года и, возможно, даже прироста, а в целом по 2015 году здесь планируют увеличение выручки по отношению к прошлому году на 15 %.

Некоторым компаниям с объемами продаж повезло больше. Так, например, у фабрики «Юничел», как сообщило нам ее руководство, по всей России (у этой компании в стране 495 магазинов) рост продаж по итогам девяти месяцев 2015 года отмечен как в деньгах (17 %), так и в парах (5 %). А в Челябинской области (здесь у южноуральского производителя действует 55 магазинов) в штучном выражении «Юничел» остался на уровне 2014 года, а в денежном выражении прирос на 6 % (в этом году фабрика продала в регионе обуви на 650 млн рублей). При этом, по данным компании, в целом на местном рынке обуви, учитывая всех игроков, продажи сократились в среднем на треть.

Время местного, или Китай уходит?

Челябинский рынок, будучи частью одного большого организма, повторяет общероссийские тенденции, отмечают наши собеседники. В связи с ростом курсов валют и санкциями потребитель стал беднее (только по официальным данным, доходы населения снизились на 10 %). В связи с этим падение потребительского спроса наблюдается по всем товарным группам, и обуви это тоже коснулось. «Весь импорт подорожал в среднем в 1,5-2 раза, — комментирует ситуацию «Южноуральской панораме» Владимир Денисенко, вице-президент Российского союза кожевенников и обувщиков (РСКО), гендиректор «Юничел». — Покупатель ищет, с одной стороны, качественную обувь, а с другой — не сильно подорожавшую. Этим объясняется тот фат, что российские производители чувствуют себя сегодня лучше тех, кто работает с Китаем».

В стране за три квартала 2015 года, по информации вице-президента РСКО, было продано 450 млн пар обуви, из которых на отечественное производство приходится 100-150 млн (это и официальные поставки через таможню, и теневой импорт через границу с Казахстаном). В Челябинской области, отмечает специалист, на рынке представлено около 20 производителей российской обуви, это компании-бренды «Котофей», «Юничел», «Фома», Francesco Donni. На качественную европейскую обувь (итальянскую, испанскую) приходится всего 5 %. Все остальное, заверяет специалист, это Китай.

«Обувь китайского производства бывает разного уровня качества: высокого, среднего и низкого, — говорит Владимир Денисенко. — Но в любом случае рынок перенасыщен таким товаром и точками, в которых он продается. Пройдите, например, по пр. Ленина. Там же каждый третий магазин — обувной! В «Никитинских рядах» таких отделов вообще чуть ли не половина из общего количества. На рынках тоже горы обуви... Это ненормально. Сейчас все потихоньку встает на свои места. Рынок очищается. Возникает равновесие. Кто торговал чистым «китаем», не выдерживает перепада температур по валюте и вытекающих из этого последствий».

Минус «Уралобувь»

В наиболее уязвимом положении оказываются фирмы, которые не напрямую возят товар из Китая, а работают с московскими перекупщиками, им сегодня приходится несладко. И если крупные игроки, имеющие большие сети по стране, выживают либо сокращая количество магазинов в регионах, либо просто приостановив свою экспансию, то более мелкие фирмы вынуждены уходить с рынка.
 
Как сообщили на днях сразу несколько СМИ, в Челябинской области прекращает свою работу одна из старейших сетей по продаже обувной продукции, известная с начала 1990-х годов, — ООО «Корпорация «Уралобувь». Так, по данным nakanune.ru, большая часть магазинов сети (10) уже закрылась, помещения поменяли собственников, в двух оставшихся торговых точках полным ходом идет ликвидация. «ЮП» по имеющимся телефонам дозвониться до представителей этой фирмы не удалось. Сайту 74.ru владелец сети «Уралобувь» Михаил Кузьмин объяснил закрытие точек продажей компании. «Коммерческая сделка состоялась в феврале и окончательно завершится в декабре. После этого на наших бывших площадках будут открываться новые обувные магазины под иным брендом. Соответственно, два оставшихся магазина «Уралобувь», на Алом Поле и на ЧТЗ, проработают до момента закрытия сделки. Причина продажи — смена активов».

По предположению собеседника нашего издания, «Уралобувь» распродала имеющийся товар по низким ценам. Плюс у компании, вероятно, возникли сложности с новыми поставками, поскольку поставщики стали менее лояльными. «Все перестали давать товар в долг, никто сегодня никому не верит, — говорит Владимир Денисенко. — Потому что пошла волна разорений, компании массово банкротятся».

По наблюдениям наших собеседников, в последнее время на челябинском рынке, с которого ушли некоторые игроки, большинство сетей хоть и не открывают новые магазины, все же стараются сохранить имеющиеся торговые точки. При этом, чтобы удержать покупателей, которые в сегодняшних условиях стараются экономить на всем, обувные компании, в частности, вводят дополнительные сервисы.

Как отмечает наша собеседница, все популярнее в обувной рознице становится, в частности, потребительское кредитование и предоставление рассрочки платежа. «Если несколько лет назад магазины «Обуви России» были практически единственными, кто предоставлял покупателям такую услугу, то сейчас появляется все больше подобных предложений и от других сетей», — отметила Наталья Паули.

Придут, когда износят

Рассуждая о дальнейшей судьбе обувной розницы, а также о том, как долго может продлиться потребительское затишье, наши спикеры высказывают разные предположения. Скорее всего, полагают эксперты, рынок продолжит сжиматься, а покупатели — проходить мимо оставшихся магазинов. Тем не менее представители обувных сетей все же надеются на то, что либо в середине, либо в конце следующего года их положение начнет улучшаться.

«Договоры аренды заключены у многих до конца года, поэтому многие фирмы пока терпят, не закрываются, — говорит Владимир Денисенко. — Но есть ощущение, что потом помещения начнут освобождаться. Уже сейчас часто встречаются объявления о сдаче в аренду того или иного помещения, на месте которого раньше был магазин. В 2016 году ситуация начнет стабилизироваться, если будет возрождаться производство. Товары народного потребления, в том числе обувь, снова начнут пользоваться спросом. Но произойдет это не раньше второй половины следующего года, и это по самым оптимистичным прогнозам».

У Натальи Паули между тем более позитивный сценарий возможного развития событий: по ее ожиданиям, уже с окончанием зимы 2015-2016-го участники рынка могут рассчитывать на возвращение покупателей в обувные магазины. «В России не очень высокий уровень потребления обуви, который сейчас близок к уровню физического износа, это 2-2,2 пары на человека в год, — объясняет она свою позицию. — К тому же обувь является товаром с коротким жизненным циклом, она изнашивается за 1,5-2 года. Поэтому, по нашим прогнозам, уже с весны 2016 года на обувном рынке будет наблюдаться положительная динамика — будут расти продажи в парах. Это объясняется эффектом отложенного спроса: те покупатели, которые экономили в этом году, вернутся в магазины в следующем».

Поделиться

Вчера | 16:18
Инженер с детства. Челябинск принял финал конкурса юных технарей России

Столица Южного Урала вновь стала площадкой соревнований всероссийского масштаба. И речь идет вовсе не о спорте. Сюда приехали 650 детей и подростков из 53 российских регионов и Республики Беларусь, которые стали финалистами конкурса «Инженерные кадры России» («ИКаР»).

29.04.2024 | 17:11
Челябинские эксперты оценили транспортные возможности Южного Урала

Байкало-Амурская магистраль сделала возможным нынешний поворот на восток, а ее модернизация открывает выход на растущие рынки Восточной Азии. Об этом заявил президент России Владимир Путин, встречаясь с ветеранами – строителями БАМа.

18.08.2016 | 10:53
Ипотечное оживление. Кредиты на «квадраты» в Челябинской области снова в цене

Южноуральский рынок ипотечного жилищного кредитования (ИЖК) демонстрирует уверенный рост. Положительная динамика наблюдается как в отношении количества кредитных организаций, работающих с ипотекой (с начала года число таких банков выросло в полтора раза), так и в объемах кредитования (заметный рост отмечен и в штуках, и в деньгах).

18.08.2016 | 10:42
В челябинской ипотеке время снижения — ставок, взносов и возраста заемщика

Участники ипотечного рынка Челябинской области рассказали нашему изданию о нескольких трендах, наметившихся и ожидающихся в этой сфере. Опрошенные игроки сообщили о тенденциях на сокращение процентных ставок и величины первоначального взноса, а в одном из банков поведали о росте в общем кредитном объеме доли бюджетников и о том, что южноуральский заемщик помолодел. Респонденты прогнозируют и дальнейшее развитие рынка ипотеки в заданном направлении.

Новости   
Спецпроекты