Горячий ноябрь ритейла. Челябинский потребитель внес свою лепту в краткосрочный всплеск розничных продаж

30 Ноября 2015 Автор: Алина Голованова Фото: Вячеслав Шишкоедов
Горячий ноябрь ритейла. Челябинский потребитель внес свою лепту в краткосрочный всплеск розничных продаж

Несмотря на просевший потребительский спрос, последние дни ноября выдались горячими у российской розницы, представленной в том числе на челябинском рынке.

Традиционная «Черная пятница» (акция, которая стартовала вечером 26 ноября и продлилась три дня) подстегнула продажи у компаний, торгующих техникой и электроникой, одеждой и обувью, аксессуарами и парфюмерией, мебелью, спорттоварами, игрушками и многим другим. Челябинские покупатели не смогли остаться равнодушными к агрессивной рекламе и воспользовались своим шансом приобрести товары со скидками. Другой вопрос — действительно ли эти скидки были «грандиозными»?

«Черная пятница» в черный период

Каждый год крупнейший в мире период распродаж — Black Friday, а в России «Черная пятница» — заметно увеличивает трафики розничных и интернет-магазинов, а с ними и выручу ритейлеров. Даже в самый разгар кризиса — минувшей осенью — итоги акции порадовали ее участников. Так, например, как следует из аналитики «М.Видео», в конце ноября 2014 года на сайте blackfridaysale.ru ритейлер представил 47 позиций с максимальной скидкой в 55 %. За несколько дней акции покупатели сделали более 9000 заказов на сайте «Черной пятницы» и в интернет-магазине mvideo.ru. Товары со скидкой продавались и в розничной сети. Распродажа вызвала увеличение среднего чека в онлайне — на 23 %, в офлайне — на 40%. А, например, у МТС по итогам прошлогодней акции по сравнению с обычным днем количество посетителей и покупателей интернет-магазина выросло более чем вдвое, а средний чек увеличился в 1,5 раза. Наибольшим спросом у покупателей пользовались планшеты, скидка на которые доходила до 60 %, а также смартфоны средней ценовой категории (до 10 тысяч рублей), которые предлагались со скидкой 30 %.

Причем хорошие результаты ритейлеры продемонстрировали не только в целом по России, но и в том числе на Южном Урале. Так, например, количество заказов в интернет-магазине «Связной» в Челябинской области выросло по итогам акции двукратно по сравнению со средним показателем по году, а выручка увеличилась почти втрое. В розничной сети этого ритейлера рост товарооборота в деньгах составил порядка 20 %. Правда, в компании отметили, что на интерес к самой акции наложились нарастающий спрос на электронику, спровоцированный падением рубля, и уже активно происходившее к тому моменту повышение цен в Челябинской области. Самыми популярными категориями у челябинских покупателей «Связного» были смартфоны, планшетные компьютеры, музыкальные плееры и фототехника.

Не оставили потребителей равнодушными трехдневные ноябрьские распродажи и в этом году. И это притом что кризис в 2015-м не закончился, а вошел в новую стадию.

Участники 2015

В глобальных распродажах, которые в России, как и во всем мире, проходят в конце ноября, традиционно принимают участие компании, представляющие разные сферы розничной торговли. В этом году их число перевалило за 200. Согласно информации, размещенной на сайте blackfridaysale.ru, в 2015 году (с вечера 26 го по вечер 29 го) среди участников акции были такие онлайн-мегамаркеты, как eBay, Ozon.ru, Ulmart.ru, продавцы электроники и бытовой технии «М.Видео», MediaMarkt, RBT, «Ситилинк», сотовые ритейлеры «Связной», «Евросеть» и мобильный оператор МТС. Продавали с большими скидками и монобрендовые фэшн-ритейлеры (Tom Tailor, Savage, O'stin, Mexx…),  владельцы обувных брендов (Ralf Ringer, «Эконика»…) и магазины, специализирующиеся на онлайн-торговле одеждой, обувью, аксессуарами, и прочие (Lamoda, Otto, Quelle, Wildberries).

Устраивали глобальные распродажи и торговцы косметикой-парфюмерией (Yves Rocher, l’Oréal и т. д.), и даже игроки на ювелирном рынке («Небо в алмазах», «585»). Не остались в стороне и магазины детских товаров (MyToys.ru, Kinderly, Kidstore, Kideria, BrendKids.ru и другие), мебели («Столплит», «Шатура», «ЛайфМебель», mebelion.ru, mnogomeb.ru и прочие) и компании, представляющие другие товарные ниши, например, магазины с говорящими названиями «Все инструменты», «Вам свет», Posuda.ru, kolesaТут.ru и так далее.

Скидки большие и маленькие

В этом году участие в глобальных распродажах одни ритейлеры приняли в очередной раз, другие — впервые. Так, например, не новичок в sale-деле МТС на время «Черной пятницы 2015» предлагал покупателям интернет-магазина shop.mts.ru более 200 популярных моделей интернет-гаджетов, портативной техники и аксессуаров со скидкой до 80 % от их обычной стоимости. Как рассказал «Южноуральской панораме» Даниил Хрусталев, директор розничной сети МТС на Урале, с полуночи 26 ноября до конца дня 30 ноября 2015 года клиентам онлайн-ритейла МТС были доступны скидки на покупку смартфонов, планшетов, беспроводных наушников, внешних аккумуляторов, чехлов, карт памяти и других аксессуаров для цифровой техники. Устройства, участвующие в распродаже, жители Челябинска и области заказывали на сайте, а получали в салонах МТС на территории Южного Урала.

«Связной» в Black Friday тоже предлагал скидки до 80 % на некоторые модели аксессуаров, в том числе, например, на наушники. Как отметили в компании, в категории гаджетов такой размер скидки почти невозможен, иначе продавцу пришлось бы реализовывать товар себе в минус.

А, например, в «Ситилинке», принявшем участие в этом проекте в 2015 году впервые, планка по снижению цен не превышала отметки 50 %.

— Мы всегда честны перед своими покупателями, поэтому не выходим с предложением «скидки до 70 или 90 %», — сказал корреспонденту «ЮП» Роман Сычев, директор по маркетингу электронного дискаунтера «Ситилинк». — Мы предлагали скидки от 20 до 50 %. С дисконтом в 20-30 % мы предлагали телевизоры, смартфоны, ноутбуки, планшеты, компьютерные комплектующие, крупную и мелкую бытовую технику. Мы постарались сделать предложение на товары из всего спектра нашего ассортимента, чтобы быть интересными всем потенциальным покупателям, всего в акции приняли участие в «Ситилинке» около 400 наименований товаров.

Распродажный ажиотаж

Как отмечают наши спикеры, краткосрочные акции стимулируют рост продаж на десятки процентов по сравнению с обычными неделями года. Тем более если распродажи выпадают на период, близкий к предновогоднему. «Если раньше основные покупки совершались за несколько недель перед новогодними праздниками, — комментирует ситуацию «ЮП» Юлия Зотова, менеджер по связям с общественностью «М.Видео», — то сейчас (начиная с прошлого года) покупатели делают ставку не только на предновогодние распродажи, но и на «Черную пятницу» — спрос в этот период растет на десятки процентов».

Ажиотаж в акционные дни подтверждают и другие игроки. Как сообщили «Южноуральской панораме» в «Связном», только в первый день продаж Black Friday количество заказов на svyaznoy.ru в Челябинской области выросло на 60 % относительно предыдущего дня. «Мы ожидали, что «Черная пятница» в Челябинской области позволит нам увеличить оборот и посещаемость сайта, что в итоге и произошло, — делится с «ЮП» данными по итогам трехдневной акции Сергей Тихонов, менеджер по коммуникациям «Связного». — Выручка svyaznoy.ru в Челябинской области выросла в 1,8 раза, количество заказов — в два раза. В первые сутки продаж наибольшей популярностью пользовались смартфоны и аксессуары к ним. Одной из самых популярных моделей стал iPhone 5s «как новый», хотя спрос на это устройство в Челябинске высок и в обычные дни. В лидеры также вошли смартфоны от Microsoft. Двукратно увеличились продажи сопутствующих товаров для смартфонов: зарядных устройств, пленок, SD-карт».

При этом, как уточнили «Связном», с учетом продаж в период Black Friday в компании снизился средний чек по сравнению с прошлым годом. Это связано с тем, что если в прошлом году клиенты приобретали более дорогие гаджеты под влиянием девальвации, то сегодня, когда реальные доходы населения упали, люди могут себе позволить лишь менее дорогие по сравнению с прошлым годом устройства.

В «Ситилинке», между тем, были более сдержанны в прогнозах. Как сообщили «ЮП» в электронном дискаунтере, каждую секунду на сайте citilink.ru находится более пяти тысяч активных посетителей, среднесуточное количество сеансов в ноябре было стабильно больше 450 тысяч. При этом увеличение трафика на сайт в дни распродаж здесь прогнозировали в рамках 10 %. «Возможно, это скептический взгляд на вещи, но у нас не было опыта участия в подобных мероприятиях», — отметил Роман Сычев.

Перманентный маркетинг, или Пятница о двух концах

Несмотря на шумиху, создаваемую ежегодно вокруг глобального периода распродаж, не всем ритейлерам и не всегда интересно участие в этом проекте. Так, например, наряду со многими другими компаниями не пополнил список примкнувших к «Black Friday 2015» сотовый оператор «Билайн». «У нас и без «Черной пятницы» постоянно проходят акции, — рассказывает «ЮП» Анна Айбашева, пресс-секретарь ПАО «ВымпелКом». — Так, в преддверии Нового года мы запустили несколько акций по продажам оборудования. К примеру, сейчас жители более 100 городов присутствия домашнего Интернета «Билайн» могут экономить 100 % его стоимости. Пользоваться высокоскоростным домашним Интернетом в течение шести месяцев или целый год бесплатно могут те, кто приобретает один из двух брендированных роутеров нового поколения Smart Box One или Smart Box Pro. Кроме того, мы предлагаем аукционные цены на планшеты и смартфоны. И у нас уже пару месяцев идет акция с бесплатным и безлимитным 4G».

Некоторые, по наблюдениям уже самих потребителей, проявляют находчивость и смекалку. С одной стороны, в период громкой всемирной акции, а с другой — этой акции себя противопоставляя, отдельные (или многие?) ритейлеры поступают с покупателями не очень красиво. Так, например, популярный среди книголюбов интернет-магазин Kniga.ru в минувшую пятницу разместил на своем сайте баннер с надписью Black Friday, наложив на Black слово Book (оно и понятно — магазин то книжный! — это слово туда БУКвально напрашивалось). При клике по баннеру попадаешь на страничку, посвященную этой акции. «На Книга. ру Book Friday уже стала доброй книжной традицией, пускай за окном уже по-зимнему холодно и бушуют страсти вокруг какой то Black Friday, в эту пятницу мы приглашаем вас согреться беспрецедентными скидками и выгодными покупками, — говорится на сайте. — Только с 27 по 29 ноября 2015 года мы дарим 18%-ю скидку на десятки тысяч товаров, а также только в эти дни скидка по акции и накопительная скидка суммируются, и вас ждут невероятные скидки от 20 до 28 %!»

То есть как бы совершенно случайно акция Book Friday пришлась на те же дни, в которые по всему миру проходила «какая то» Black Friday. Радостный клиент Kniga.ru, решив, что его любимый интернет-магазин является участником этой всемирной акции (хотя на самом деле не является, его нет среди участников на сайте blackfridaysale.ru), ищет книги, которые он недавно для себя приглядел, и…  понимает, что его хотят обмануть. Потому что в свое время клиент, чтобы не забыть, какие книги он хочет в ближайшее время приобрести, страничку с ними заскриншотил. И в пятницу 27-го он был весьма удивлен, что, например, книга с повестью-сказкой «Муфта, Полботинка и Моховая Борода», которая до дня акции стоила 437 рублей, в день акции подорожала до 502 рублей. Такая же неприятная история вышла и с книгой «Иконы графического дизайна» — цифры на ее ценнике изменились с 845 до 981 рубля.

В общем, что говорить — скидки действительно «беспрецедентные». Хотя, возможно, и это не совсем правда. Ведь так поступать со своими покупателями могла не только Kniga.ru. Но, как говорится, не пойман — не вор… потребительского доверия. Тем более если потребитель, судя по результатам розничных и онлайн-продаж в «черные пятницы» даже в период кризиса, сам обманываться рад.

Поделиться

Сегодня | 15:10
Гонки и цифры. Челябинск принял молодежный IT-форум

Челябинск в очередной раз стал площадкой проведения всероссийского IT-форума. Если год назад слет был ориентирован по большей части на взрослую аудиторию, то в этот раз мастер-классы, конкурсы и другие активности подготовили с прицелом на молодежь. Школьники и студенты быстро осваивают новые технологии, поэтому название форума «на ТЫ с IT» стало очень символичным.

17.04.2024 | 17:17
Челябинск представит креативный потенциал Урала

В областном центре пройдет окружной форум «Российская креативная неделя».

18.08.2016 | 10:53
Ипотечное оживление. Кредиты на «квадраты» в Челябинской области снова в цене

Южноуральский рынок ипотечного жилищного кредитования (ИЖК) демонстрирует уверенный рост. Положительная динамика наблюдается как в отношении количества кредитных организаций, работающих с ипотекой (с начала года число таких банков выросло в полтора раза), так и в объемах кредитования (заметный рост отмечен и в штуках, и в деньгах).

18.08.2016 | 10:42
В челябинской ипотеке время снижения — ставок, взносов и возраста заемщика

Участники ипотечного рынка Челябинской области рассказали нашему изданию о нескольких трендах, наметившихся и ожидающихся в этой сфере. Опрошенные игроки сообщили о тенденциях на сокращение процентных ставок и величины первоначального взноса, а в одном из банков поведали о росте в общем кредитном объеме доли бюджетников и о том, что южноуральский заемщик помолодел. Респонденты прогнозируют и дальнейшее развитие рынка ипотеки в заданном направлении.

Новости   
Спецпроекты