Тайны Бибигона. Александр Борок рассказал, как рождался мюзикл
Театр кукол — особенный мир. Здесь нужно верить: веревка, варежка, мочалка или зубная щетка — это личность, со своими переживаниями и эмоциями. Здесь рождаются сказки. Здесь происходят самые невероятные чудеса.
- В Челябинском театре кукол готовятся к премьере спектакля «Любовь и голуби»
- Куклы на сцене. Почему театру не нужны скандалы и Бузовы
Сказка с вариантами
— Александр Владимирович, расскажите, как рождался «Бибигон». Почему в премьерном спектакле появляются персонажи из других произведений Корнея Чуковского: Мойдодыр, Айболит?
— Если говорить про «Бибигона», то следует сказать, что вариантов «Бибигона» у Корнея Чуковского очень много. И есть некий классический вариант, который в последнее время переиздается и знаком всем, а есть несколько вариантов, которые менее знакомы публике. Есть варианты без его сестры Цинцинелы вообще. Есть варианты с неким драконом, который в образе ворона возвращается сюда, на Землю, и с ним Бибигон тоже вступает в бой! А самый первый вариант произведения Корнея Ивановича был издан в журнале «Мурзилка» и недовыпущен (последний номер журнала с финалом Бибигона не вышел, к сожалению).
Так вот, у нас в спектакле дедушка выходит на сцену, читая некий журнал. Я понимаю, что этого никто особо не замечает, да и не нужно знать всех этих тонкостей. Но это тот самый предпоследний выпуск «Мурзилки», то есть седьмой номер, на развороте которого расположен Бибигон. Понятно, что это не настоящий «Мурзилка» 1946 года, это его копия, которую мы сделали специально для спектакля. Так вот, возвращаясь к вопросу, необходимо сказать, что и Мойдодыр, и Айболит, и другие персонажи были в «Бибигонах» Чуковского. Это не наша фантазия. Скорее, это наше желание копаться в истории создания приключений Бибигона, искать интересные факты, находить их и выносить на зрителя.
— Не история, а череда открытий…
— Да, театр стремится расширять кругозор зрителей, их осведомленность. Конкретно с этим спектаклем все так и получилось. Присутствие Айболита и Мойдодыра в истории Бибигона — это желание самого Корнея Ивановича, а не наша прихоть.
Свалившийся с Луны
— Вы самостоятельно писали инсценировку к спектаклю, верно? Сложно ли вам работалось над текстом?
— Здесь есть свои особенности. Во-первых, как я уже говорил, вариантов «Бибигона» очень много. Во-вторых, это не такое популярное произведение Корнея Чуковского, как многие другие, я бы сказал. Поэтому мне захотелось придумать что-то необычное, отличное от того, что уже сделано с Бибигоном (есть пара мультфильмов, несколько книжных вариантов). Везде история начинается с того, что вдруг появляется некий мальчик.
А я подумал: почему бы не быть этому мальчику действительно с Луны, и пусть это будет не мальчик, а некое существо, инопланетянин. Отталкиваясь от этого, я пошел дальше, выстраивая структуру инсценировки. Еще одна интересная деталь: нашему Бибигону, который оказался в спектакле, никто не верит, как, собственно, и у Чуковского. Он такой некий Мюнхгаузен. Не зря в спектакле появляется книжка «Приключения барона Мюнхгаузена», и это тоже не мы придумали, это тоже у Корнея Ивановича есть в одном из вариантов «Бибигона».
Вот, начитавшись Мюнхгаузена, наш герой и сам начинает сочинять свои истории. В спектакле Бибигон рассказывает-рассказывает-рассказывает без устали свои истории, все думают, что он обманывает-обманывает-обманывает. А потом вдруг выясняется, что нет, оказывается, он не врет, а говорит правду. И индюк-колдун погиб, и после его гибели мышка превратилась в сестру. У Чуковского она превратилась в девочку, а у нас в такую же, как и он, инопланетянку. И заколдованные люди из зверей превратились обратно в людей. И в конце концов у нас сам Бибигон превратился в Корнея Ивановича. Так получилось. (Смеется.) Тем самым мы хотели сказать, что Корней Иванович — настоящий гений, который, наверное, тоже инопланетянин. Все гении… неизвестно откуда берутся.
Режим нон-стоп
— А кто придумал раздвижные конструкции в спектакле? Когда Бибигон улетает на ракете?
— Сцену с ракетой мы придумывали с художником. Конкретно эти раздвижные конструкции придумал Захар (Захар Давыдов. — Прим. ред.).
У Чуковского он улетает на Луну на стрекозе, а я подумал, почему бы нашему Бибигону не отправиться в полет на нормальной ракете, спектакль все-таки делался в год юбилея полета Юрия Гагарина. И Бибигон как положено облачается в скафандр, произнося знаменитую фразу: «Поехали!». Когда Захар придумал беседку с раздвижными штуковинами, мне это очень понравилось!
— Как вы взаимодействовали с художником Захаром Давыдовым, создавая спектакль? Вы понимаете друг друга с полуслова?
— Да нет, почему? Тут когда как. Конечно, мы стараемся находить точки соприкосновения. Но работа идет всегда по-разному. Мы с Захаром работаем вместе очень давно, и какие-то вещи мы по щелчку пальцев понимаем, практически без слов. А иногда он мне подробно объясняет, я ему объясняю, и до каждого из нас идея может доходить очень долго.
Кстати, по поводу раздвижных конструкций… Эти штуки придумал Захар. Я у себя увидел их в голове и подумал: «Как здорово!»
Потом он мне приносит вариант эскиза, где боковые конструкции беседки раздвигаются, а крыша остается. Я ему: «Захар, ну куда же ракета полетит? В крышу что ли?! Это же невозможно!» Ох, долго мы с Захаром по этому поводу разговаривали… Наконец, он нашел вариант, когда раздвигаются боковые конструкции вместе с крышей. Небо у нас открывается, и Бибигону можно спокойно лететь. Путь свободен!
— Кстати, в творческой команде у вас часто возникают споры, дискуссии?
— Конечно, возникают. Особенно на стадии замысла. Художник, режиссер и композитор очень часто спорят между собой. Потому что у каждого свой взгляд, свое видение постановки. Иногда получается отстоять свою идею, иногда нет.
— Ого! То есть можно сказать, что 80 % идей и материала остается за бортом?
— Ну да, многое зритель так и не увидит. Всегда есть то, от чего отказались, то, чего не случилось. Но это не значит, что не вошедшие в спектакли идеи худшие. Просто так сложились обстоятельства.
— Премьерный спектакль «Бибигон» очень музыкальный! Как создавалась музыка к спектаклю композитором Андреем Занога?
— Очень сложно! Мы работали с ним практически в режиме нон-стоп. Конкретно в этом спектакле было еще и много песен. Прежде всего он писал именно их. Потом мы эти песни учили и с этими песнями репетировали очередную сцену.
Далее уже отрепетированный материал я снимал на видео и отсылал ему, а он писал и аранжировал музыку уже для всей этой сцены. И так весь спектакль. Мы постепенно собирали его по кусочкам. Как бусинки нанизывали. До последнего момента все работали-работали-работали. Очень сложной была в этом смысле постановка, очень напряженной.
Маленькие Бибигоны
— Как вы думаете, в нашей жизни много Бибигонов? Таких проказников, которые ни на минуту не дают окружающим соскучиться в силу своего неугомонного нрава, буйной фантазии и тяги к приключениям?
— Корней Иванович писал про детей, поэтому таких Бибигонов очень много! В каждом мальчишке, в каждой девчонке скрывается неугомонный Бибигон. Каждый ребенок в той или иной степени фантазер, искатель приключений. И это не мечта каждого родителя, это реальность.
— Кстати, о родительстве! Ваши сыновья любят приключения, любят фантазировать?
— Ну конечно, как и любые другие дети! В этом они ничем не отличаются от всех остальных. И естественно, для меня они эти самые Бибигоны и есть.
— А вам важно мнение ваших сыновей о спектакле?
— Безусловно, мне очень интересно посмотреть на их реакцию! Их эмоции от просмотра для меня крайне важны! И мне, конечно же, интересна реакция не только моих детей. Когда я смотрю спектакль, то я чаще всего наблюдаю не за тем, что происходит на сцене, а за реакцией детей, которые сидят в зале.
Ближайшие показы премьерного спектакля «Приключения Бибигона» (4+) состоятся 4 и 5 сентября в 11:00 и 13:30.
Поделиться