Джаз как предчувствие. Ульяну Пережогину называют восходящей звездой российского джаза

14 Мая 2015 Автор: Лидия Старикова Фото: Вячеслав Шишкоедов
Джаз как предчувствие. Ульяну Пережогину называют восходящей звездой российского джаза

Профессионалы отмечают, что ее голос отличает красивый тембр, сила, необыкновенная душевность — источник вдохновения, искренности, непосредственности и гармоничности.

Ее выступления восхищают и завораживают любителей джазового пения.

Молодая певица, обладатель Гран-при международных конкурсов вокалистов, лауреат проходивших в Челябинске фестивалей «Какой удивительный мир», «Весенний бит» и других. Она выступала со многими именитыми музыкантами, российскими и зарубежными. А 21 мая Ульяна впервые дает сольный концерт для широкой аудитории в Концертном зале имени Прокофьева. В ее программе произведения Дюка Эллингтона, Гарольда Арлена, Чика Кориа, Фэтса Уоллера, известных российских джазменов, собственные сочинения. Несмотря на немалый сценический опыт, певица волнуется перед выступлением.

— Потому что, — говорит Ульяна, — я открываю слушателям свое внутреннее пространство, мир, где обитают мои эмоции, где моя душа развивается. Это всегда откровение, доверие, и хочется, чтобы слушатели поняли и приняли мои чувства.

Хотелось полета

Мы встретились с певицей, которая является одновременно руководителем и солисткой трио «Интуиция», и попросили рассказать о себе.

— Ульяна, поете с детства? Вас ставили на стульчик перед гостями и…

— Нет, все было не так. Раньше в семьях пели, особенно когда собирались по праздникам. И наша семья была из поющих. Самой голосистой была бабушка. Я просто замирала, когда она пела народные песни. Слушала пластинки, самые разные. Любила детские сказки, в которых звучало много хорошей музыки. Обожала ансамбли, пластинку с «АBBА», по-моему, едва не стерла до дыр, мне нравилась и военная музыка. Никто меня на стульчик не ставил, я всегда смущалась от внимания. Зато одна пела полюбившиеся хиты,  я знала все наизусть и мечтала о сцене. Ходила в кружок во дворец «Смена», где была солисткой хора. Еще любила рисовать — это в маму.

Учиться мне было совершенно неинтересно, и по окончании школы я обнаружила, что не знаю, как определиться с будущим. Мама сделала этот выбор: «Ты же любишь рисовать, у тебя неплохо получается…». И я поступила в училище на специальность «художник-оформитель». Окончила его с «красным» дипломом и поняла: все получается, если тебе нравится дело, которым занимаешься. Хотела стать архитектором — не получилось (я всегда была «вне математики» и завалила ее на экзаменах в университет). Но поступила в Российско-Британский институт на дизайнера и сто раз поблагодарила судьбу за выбор первой профессии. С 18 лет я работала в рекламном агентстве, затем была главным дизайнером в КРК «Мегаполис», что позволяло мне платить за учебу. Наверное, у меня что‑то получалось, потому что мой педагог Валентина Николаевна Москалева считала, что из меня может со временем получиться неплохой архитектор. Но не получилось.

Все это время я не расставалась с музыкой и, в конце концов, поняла, что желание петь перевешивает все остальное. Но я даже не училась в музыкальной школе, не знала музыкальной грамоты, а писать «свое» очень хотелось. Пробовала брать частные уроки, участвовать в конкурсах, но быстро поняла: этого мало. И в 2010 году я решилась пойти навстречу судьбе — делаю виток назад и поступаю в Южно-Уральский институт музыки и искусств имени Чайковского. Боже! Я чувствовала себя первоклашкой! Занималась истово, до изнеможения, часами отрабатывала все задания. Начала выступать — поступали приглашения на какие‑то вечеринки, корпоративные праздники. Но это проба сил, первые шаги, а мне необходимы профессиональные знания. В институте прекрасные педагоги, готовые отдать тебе все свои знания: только бери. Я участвую во всех концертах, готовлю программы. Мне нужна свобода самовыражения, и я осознаю: ее мне даст только джаз.

— Что должно было случиться, чтобы сделать окончательный выбор?

— Не думаю, что это произошло внезапно. Просто мое сердце привело меня к музыке. И здесь тоже надо было сделать выбор. Мне было тесно в привычных рамках, хотелось полета, свободы в передаче моих ощущений мира музыки. А это возможно только в искусстве джаза и народной песне.

А для себя «Интуиция»

— Джаз и народная песня… Что общего между ними?

— На самом деле ничего удивительного. По большому счету истоки джаза — в народном искусстве. Вся история музыки тому свидетельство. Ведь все знают, что корни американского джаза — в народной негритянской музыке. У нас то же самое. Народные песни рождаются из глубины души, они свободны, глубоки, в них то лучшее, что сохраняет время. Мое первое собственное сочинение — колыбельная «Ноченька». Я написала музыку на свои стихи. Ее хорошо принимают.

— Ульяна, ваши выступления отличает одна особенность. Их можно назвать перформансами, спектаклями, где продуманы каждое движение, жест, костюмы, оформление. Своей пластичностью, манерой общаться с публикой вы напоминаете молодую Лайму Вайкуле. Как вам это удается?

— Мне не раз говорили о продуманности жестов, хотя мое тело просто идет за музыкой. Но все же не зря я получила профессию дизайнера. Моя неостывшая любовь к рисованию позволяет мне не только слышать, но и «видеть» любое выступление. В современном искусстве это понимание необходимо. Для меня самой это возможность самовыражения.

— Вы создали трио «Интуиция» — джазовый коллектив…

— Название не случайно. Ведь в джазе важны не только обязательные фундаментальные знания, но и интуиция. Это всегда предчувствие, и только интуиция позволит исполнителю найти ту единственную интерпретацию, которая лучше всего донесет до слушателя красоту и смысл музыкальной темы. Я наблюдала это, работая сначала в ансамбле джазового пианиста Марата Габбасова, в который входил и контрабасист Станислав Бернштейн. Мы гастролировали и играли просто «для себя». Этот опыт мне многое дал: было чему учиться.

До этого я пробовала свои силы с другими музыкантами, но было ощущение, что они тянут меня вниз. В любой профессии надо расти, иначе ничего не достигнешь. Это было мое. Сейчас Марат вышел на высокий уровень, уехал из Челябинска, добился успеха и гастролирует не только в России, но и за рубежом. На его место пришел замечательный пианист Константин Щеглов. Так родилось трио «Интуиция».

— Ульяна, вы выступали с такими известными джазовыми коллективами, как квартет Олега Бутмана, квинтет Алексея Черемизова, певицами Нино Катамадзе из Грузии, Зенией Макферсон и Мишель Уокер из США. Вы уже выступали в концерте «Уральского Диксиленда» Игоря Бурко, а недавно вас пригласили на кастинг для участия в престижном джазовом фестивале-конкурсе в швейцарском городе Монтре. Вы востребованы?

— Да, наша «Интуиция» много концертирует. Но у джазовой музыки своя особенная, хорошо подготовленная публика. Как правило, очень образованная и горячая, если не сказать фанатичная. Нас часто приглашают выступить, в том числе и за пределами Челябинска. Мы, например, участвовали в культурной программе на запуске Няганской ГРЭС, где присутствовал президент Путин. Выступали в сборных джазовых концертах.

Душа принадлежит залу

— Что для вас успех? Греет?

— Конечно, греет, но я отношусь к тому типу людей, кто всегда в сомнениях и поиске, кто рвется вперед. Для любого артиста успех необходим. Но меня постоянно не покидает ощущение, что я могу лучше, и это заставляет очень много работать. А быть довольной собой — путь назад.

У меня есть папка «Русские джазовые певицы». Я знаю и слушаю их записи. Это своего рода учеба: я чувствую, кто из них самодостаточен в джазе. Ведь некоторые исполнители просто копируют других. Я этого не приемлю. Люблю Нину Симон, Эллу Фицджеральд, Рейчел Ферелл, Сару Воан, Гретхен Парлато и других звезд джаза, тех, кому есть что сказать поклонникам, не пользуясь чужими наработками.

— Что дает общение с такими мастерами, как, например, известная певица Нино Катамадзе?

— Это особый случай. Я была просто фанаткой Нино. Первый раз специально летала на ее концерт в Москву, потом ездила в Екатеринбург. У нее традиция — встречаться после выступления со зрителями. Я была в восторге от ее пения, и она заметила мои горящие глаза. Мы начали разговаривать и быстро поняли друг друга. На концерте в Екатеринбурге она буквально вытащила меня на сцену, и мы вместе пели. Это была импровизация, и почти трехтысячный зал бешено аплодировал нам.

Нино дала и дает мне много советов. Она, как и мой педагог Ольга Владимировна Кисленко, тоже помогла мне ощутить себя как певицу. Самооценка для человека творческой профессии очень важна. Мы общаемся и сегодня. Это хорошие моменты моей жизни.

— Вам довелось участвовать в джазовом фестивале «Какой удивительный мир». Наверное, это непросто — получить приглашение от патриарха джаза Игоря Бурко…

— Еще бы. Это всегда было моей мечтой, и мне посчастливилось. Недавно Игорь Владимирович отмечал тройной юбилей, собрались великие мэтры российского джаза, среди них был Анатолий Ошерович Кролл. Я видела, что он стоял за кулисами и с интересом слушал наше выступление с Константином Щегловым, Станиславом Бернштейном и Игорем Борискиным.

Обычно после таких концертов всегда бывает джем-сэйшн, когда артисты «отрываются» без зрителей, просто для собственного удовольствия… У нас тоже был джем, и это нечто необыкновенное. Заслужить аплодисменты и крики «браво» здесь дорогого стоит. И ты имеешь возможность продемонстрировать то, что умеешь, получить поддержку и массу профессиональных советов.

— 21 мая ваш первый сольный концерт, ваш звездный час, дебют. Волнуетесь?

— Как всегда перед выходом. Но сцена — это мое арт-пространство. Стоит выйти, и волнение исчезает, моя душа уже принадлежит залу. Сопровождать меня будут прекрасные музыканты: Валерий Сундарев, а он один из самых именитых гитаристов России, Станислав Бернштейн, Игорь Борискин, Максим Жмачинский — все профессионалы высокого уровня. Будут и гости: известный вокальный квартет «DV-Show» и певец Станислав Обухов. Режиссер-постановщик этого действа — лауреат международных театральных фестивалей Радик Рябков. И мы очень постараемся порадовать своих гостей, тех, кто уже любит джаз, и тех, кому еще предстоит счастье полюбить его.

Поделиться

Сегодня | 14:42
О храмах и монастырях России можно узнать в новом соборе Челябинска

Челябинский государственный музей изобразительных искусств открыл новое выставочное пространство на северо-западе города.

01.05.2024 | 18:17
Маша и ее роли. Звание и юбилей актрисы Камерного театра

В самом названии Челябинского камерного театра уже заложено, что он маленький. Это так, если брать в расчет количественный состав труппы и квадратные метры помещений.

28.05.2018 | 14:31
Милосердный полк. Ветераны фронта и тыла нуждаются в особой опеке

«Мама, что такое тыл?» — этот вопрос задал Наталье Шариповой сын-школьник, когда она собиралась на встречу в центральную городскую библиотеку имени Пушкина, где на днях прошла встреча с тружениками тыла, организованная Советом ветеранов Центрального района Челябинска.

27.02.2018 | 14:02
Синие горы как символ благодати. В Челябинске открылась выставка метафизической живописи

В выставочном зале Союза художников России начала работу художественная выставка «Метафизическая живопись Николая Черкасова». Куратор — искусствовед Ирина Духина. Представлены 58 произведений. Выставка продлится до 18 марта.

Новости   
Спецпроекты