MUCH fest. Челябинский проект претендует на всероссийский уровень и готовится покорять Европу

4 Сентября 2015 Автор: Екатерина Сырцева
MUCH fest. Челябинский проект претендует на всероссийский уровень и готовится покорять Европу

Многие «ругают» Челябинск за отсутствие самобытной творческой интеллигенции. И основания для того имеются. Таланты здесь действительно встречаются нечасто, а те, что есть, обычно со временем выбирают менее «индустриальные» места для жизни и творчества, будь то более крупные российские города или заграница. И все-таки в южноуральской столице были и есть весьма своеобразные, если не сказать уникальные персонажи. А то, что их мало, делает их только интереснее.

Мы решили поискать в Челябинске действительно необычных, на наш взгляд, представителей разных видов искусства и творчества, по отношению к которым можно было бы сказать, что не место определяет человека, а совсем наоборот. И откроет этот список музыкант и гитарист Альфред Генгер, создатель проекта Freddie’s friends, и директор фестиваля искусств MUCH fest, подобного которому в Челябинске еще не было.

Что‑то большее

Фестиваль MUCH fest, детище Фреда Генгера, родился весной 2015 года. Сразу было ясно, что проект — нетипичный для города, экспериментальный. Хотя не это стало его главной особенностью. Концепция заключалась в объединении разных видов искусства — музыки, поэзии, живописи, моды — на одной сцене. Также в программу вошли такие мероприятия, как выступление талантливых детей, «Слепой концерт» и просмотр работ молодых челябинских режиссеров.

В каком‑то смысле MUCH fest стал откровением для Челябинска. Никто там не был сам по себе — все как‑то гармонично перемешались и взаимодействовали. В один из фестивальных вечеров поэты читали стихи под музыку, а зрители в это время сидели с закрытыми глазами в повязках для сна. Так прошел «Слепой концерт», который стал для большинства неожиданностью и потрясением. Потом вместе со своими взрослыми «коллегами» на сцену вышли совсем юные музыканты, которые, как оказалось, дадут фору любому профессионалу своей искренностью, творческой смелостью и глубоким пониманием того, что они здесь, на сцене, делают. Мероприятие с говорящим названием «Космос» вообще перевернуло представление зрителей фестиваля о челябинской моде, ведь большинство считает, что в Челябинске достойных дизайнеров просто нет. А еще челябинцам показали песочную анимацию и чуть менее известную, но при этом не менее впечатляющую восточную технику живописи на воде — эбру. Конечно же, тоже под «живое» музыкальное сопровождение.

За несколько дней Альфред Генгер и его команда дали возможность молодым талантам, представителям разных направлений творчества, показать себя и в итоге, если не развенчали, то, по крайней мере, расшатали распространенное мнение о том, что в городе с искусством «как‑то не очень».
И все-таки за всем этим, где‑то глубже, скрывалось что‑то большее, чем желание просто показать разных артистов и творцов на одной сцене. Чтобы понять, что скрывается за расплывчатой формулировкой «что‑то большее», придется отмотать на несколько лет назад и посмотреть, с чего все начиналось.

Из Германии с любовью

Альфред Генгер родился в музыкальной семье, где слушали Стинга, Эрика Клептона, Майкла Джексона и коллекционировали записи «живых» выступлений действительно хороших исполнителей. Первым «инструментом» Фреда, будущего гитариста, стала теннисная ракетка родителей… Пожалуй, это самое банальное вступление, которое может быть сделано к биографии музыканта. И в данной истории оно на самом деле мало что определяет. Потому что тот, о ком мы говорим, не потому, вернее, не только потому посвятил свою жизнь музыке, что родился в семье меломанов. Почему — он скажет сам, но позже. А пока продолжим биографическую хронологию.

Еще в детстве Фред сам решил пойти в музыкальную школу. Позже судьба, видимо, решила его испытать, и он чуть не поменял музыкальную стезю на карьеру футболиста. За самоотверженную любовь к спорту Альфред был «изгнан» из обеих школ — и музыкальной, и общеобразовательной, — но сумел убедить директора взять его обратно и вернулся к музыке. Потом была череда фестивалей, победы на конкурсах, причем не только в России, но и за границей, в Венгрии. Затем последовало обучение в музыкальном колледже и институте музыки им. Чайковского. И, наконец, поступление в музыкальные вузы Германии, где молодой музыкант учился у лучших представителей гитарного исполнительства — Герхарда Райхенбаха в высшей школе музыки и танцев в Кельне и Райнберта Эверса в высшей школе музыки в Мюнстере при Вестфальском университете им. Вильгельма II.
Параллельно Фред брал уроки у известного исполнителя — аргентинца Роберто Аусселя, а также получил степень магистра по специальности «Менеджмент в сфере культуры».

За два года до окончания обучения в Германии Фред стал все чаще наведываться в Россию. Часто виделся со своими старыми друзьями и в итоге решил собрать их всех вместе, чтобы отыграть совместный концерт, который прошел в одном из баров Челябинска. Потом были благотворительные концерты в институте музыки. Друзей-музыкантов у Фреда было много, так что недостатка в участниках выступлений не было. Так появился проект Freddie’s friends — «Друзья Фреди».

«А потом, когда я уже закончил обучение в Германии и вернулся в Россию, я вдруг понял, что мне тесно только в музыкальном мире, захотелось чего‑то большего, — вспоминает Фред. — Так появилась идея провести фестиваль разных видов искусства. Как‑то сразу же и как будто сам собой появился человек, который поддержал мою затею и буквально за ночь придумал название — MUCH fest (с английского much означает «много», а также «изобильный», «заслуживающий внимания». — Прим. авт.) — и разработал фирменный стиль». Так же легко сформировалась программа фестиваля. Искать людей, которые выступили бы на одной сцене, не было необходимости — многочисленные друзья-музыканты, поэты, художники сразу откликнулись на интересную идею. А площадку для реализации проекта предоставил руководитель Нового художественного театра Евгений Гельфонд. «Фред — бесспорно талантливый человек, хороший организатор. Мне нравится аудитория, которую он привлекает в наш театр, — это молодежная интеллигенция, интересная, интеллектуальная публика, которая приходит слушать и исполнять джаз и создает живую, творческую, созидательную атмосферу. Это близко нашему театру, нашему духу импровизации, постоянному поиску», — отметил Евгений Михайлович.

Первый фестиваль прошел тепло и душевно. И при этом  относительно бюджетно. Не пришлось ни тратиться на рекламу, ни искать спонсоров. «Конечно, когда организуешь подобные мероприятия, финансовая сторона всегда имеет значение, но в данном случае гораздо важнее была другая цель, — признается Фред, — объединить талантливых людей, которые занимаются тем или иным творчеством, и дать им возможность узнать друг друга, подружиться, выступить вместе. Хотелось создать общую творческую среду, в которой каждый знал бы друг друга и мог со временем создать какой‑нибудь совместный проект».

Теперь в планах у Альфреда — подружить творческих деятелей не только в Челябинске, но и в разных городах России. Поэтому в октябре MUCH fest едет в Екатеринбург. А с 18 по 28 сентября фестиваль второй раз в этом году пройдет в Челябинске.

Для второго фестиваля помимо уже опробованных форм выступлений — «Слепого концерта», выставки картин, смотра режиссеров, показа мод — зрителей ждет много нового. Например, совершенно экспериментальный танцевальный проект — программа из одноактных хореографических выступлений под музыку самого Фреда в первом отделении и под произведения для фортепиано и струнного оркестра, написанные екатеринбургским композитором. Еще одно новое направление осеннего MUCH fest’а — это театр. Челябинские актеры сыграют в пьесе московского автора, созданной по мотивам произведений Даниила Хармса.

Без музыки, как без зрения

Проект уже готов выйти за пределы Челябинской области и еще дальше — за пределы России. Друзья Фреда в Германии давно уже просят его привезти фестиваль в Европу, так как хотят своими глазами увидеть, что такое MUCH fest в действительности. За границу Фред повезет свое детище в следующем году, а пока предстоит много работы и интересных творческих встреч дома.

В чем же секрет такого успеха? Да, собственно, никакого секрета нет. Просто когда человек искренне любит и верит в то, что он делает, и также искренне готов делиться этим с окружающими, все получается практически само собой — появляются нужные люди, ресурсы, знакомства, которые перерастают в долгую и крепкую дружбу. И так складывается особая творческая среда, которой так не хватает Челябинску. А может, и не только ему. «На самом деле в городе есть своя музыкальная тусовка, — говорит Фред. — Но очень небольшая. И действительно талантливых людей здесь не так уж и много.
Но дело не в городе. Если посмотреть на ситуацию в Москве и Санкт-Петербурге, то в соотношении «талантливые и посредственные» вторые значительно перевешивают. Да, талантов там больше, но еще больше и «середняков». И я не согласен с тем, что Челябинск не подходит для творчества. Можно, и живя в провинции, написать что‑то стоящее. А можно сидеть без вдохновения на каком‑нибудь «райском острове». Все зависит от человека, а не от места».

Пройдя уже значительный творческий и профессиональный путь, взявшись за новое — организационное — направление деятельности, Альфред Генгер по-прежнему посвящает гитаре по 5-6 часов каждый день. Иначе никак. И любовь к музыке такая же, как и когда‑то давно, когда все только начиналось. «На вопрос, что такое для меня музыка, у меня нет ответа, хоть я и занимаюсь этим всю жизнь, — признался Фред. — И я думаю, он и не нужен. Я просто знаю, что не представляю себя без музыки. Я не смогу быть в тишине, потому что буду чувствовать себя слепым, который не может видеть мир своими глазами. Музыка наполняет жизнь яркими красками, которые необходимы мне для существования».

У Альфреда есть еще одна цель кроме поездки в Германию с фестивалем. А скорее, мечта, которая давно уже зреет и ждет своего разрешения — выпуск музыкального альбома собственных произведений. Уже готово и содержание, и концепция. Осталось только дождаться нужного момента и запустить в этот мир еще немного ярких музыкальных красок.

Взгляд со стороны

Георгий Квятковский, кандидат социологических наук, доцент кафедры философии Южно-Уральского государственного университета, ранее — замдекана факультета музыкального искусства Южно-Уральского государственного института искусств им. П. И. Чайковского:

— Первый фестиваль MUCH fest задал и участникам, и организаторам очень высокую планку именно тем, что прошел успешно, и оставил после себя определенные ожидания. В следующий раз их необходимо подтвердить, а это уже будет непросто. Большинство фестивальных стартапов в России имеют спринтерский характер: плодотворный дебют, высокий результат, хороший прием у публики — и неспособность повторить достигнутый результат снова. Поэтому я бы пожелал организаторам этого фестиваля плодотворной работы и нацеленности на результат. А еще — хорошей, спаянной команды. Ее отсутствие тоже погубило не один проект.

Я всецело поддерживаю такие фестивали — что фредовский MUCH, что фестиваль цыганской культуры «У цыганского шатра», который организовал его одногруппник Рустам Зайченко и провел уже дважды в Челябинской филармонии. У меня всегда было хорошее отношение к их учебной группе. Я считаю их хорошими людьми и рад, что они смогли организовать подобные мероприятия. Огрехи и недочеты, конечно, присутствуют. Но кинуть камень — рука не поднимается.

Лев Гутовский, основатель и лидер группы «Новый Художественный Ансамбль», музыкант, перфомер:

— На мой взгляд, данный фестиваль — вполне приемлемое место для милой хипстерской тусы. В нашем городе иногда случаются разные фестивальчики, и этот — в жанре «всего понемногу» — один из таких. Фреди с друзьями фестивалят — и славно.

Поделиться

Сегодня | 14:42
О храмах и монастырях России можно узнать в новом соборе Челябинска

Челябинский государственный музей изобразительных искусств открыл новое выставочное пространство на северо-западе города.

01.05.2024 | 18:17
Маша и ее роли. Звание и юбилей актрисы Камерного театра

В самом названии Челябинского камерного театра уже заложено, что он маленький. Это так, если брать в расчет количественный состав труппы и квадратные метры помещений.

30.10.2019 | 11:35
Выстрел в себя. Александр Черепанов ставит спектакль о лидере рок-группы Nirvana

Ноябрьскую премьеру «Курт» в драмтеатре имени Наума Орлова определяют как эксперимент. В спектакле, посвященном Курту Кобейну, не будет прямых указаний на его биографию.

21.10.2019 | 16:04
Пойти на риск. Что ждать челябинским зрителям от Камерного театра

С 17 по 23 октября в Челябинске прошел театральный фестиваль «Камерата». Проводится он с 1992 года. Начинался как фестиваль спектаклей только Камерного театра. Теперь это проект международного уровня, представляющий лучшие современные постановки из столиц и регионов России, из европейских театров.

Новости   
Спецпроекты