Елена Пономарева: «Фигура Чехова от PR среди пользователей Интернета не пострадала»
В сентябре состоялась премьера проекта «Чехов жив», к которой готовились с июня 2015 года. Это театрализованные онлайн-чтения произведений Антона Чехова, в которых приняли участие сотни людей по всему миру — не только в России, но и в Великобритании, Германии, США, Гонконге. Всего было выбрано около 50 произведений, которые были зачитаны с 25 на 26 сентября в формате непрерывной 24-часовой трансляции на интернет-канале YouTube.
- Виталий Кальпиди: «Я в детстве был просто поражен, как муха стала зайцем»
- Рубинский по Белому. Спектаклю по либретто челябинского драматурга прочат вхождение в историю русского театра
- Запах литературы. Челябинские ученые исследуют ольфакторную традицию в русской прозе
— С одной стороны, достоинство проекта очевидно: это приобщение пользователей Интернета к качественной литературе. Но насколько действенна такая форма? Не являются ли такие проекты по большей части рекламными для компаний, которые принимают в этом участие?
— Такие проекты действительно важны сегодня, каким бы популизмом это ни казалось скептикам. Фигура Чехова является консолидирующей для всех поколений, смыслы и интонация его произведений универсальны. Талант писателя и человека, чувство такта по отношению к личности, отсутствие внешнего пафоса, соединенные с тонкой иронией, лиризмом; психологическая точность — все это определяет значимость фигуры Чехова для любого времени. Переведенный на сотни языков, Чехов любим и западными читателями. Его речь (как и мысли) не устаревают. Чехов в каком‑то смысле фигура эталонная, и не только для русской культуры. Поэтому, если даже эта акция и имела рекламный оттенок, ее КПД все равно остается высоким. Неважно, кто выступил с инициативой, главное — кто и как активно и заинтересованно на нее откликнулся.
— Почему Чехов занял исключительное место в мировой и российской театральной культуре? Ведь не проходит и года, чтобы на сцене не появилось несколько новых версий «Чайки», «Дяди Вани» или «Вишневого сада».
— Чехов всегда рассказывает об обычном — «среднем» — человеке, оказавшемся перед лицом непонятного и не очень близкого для него времени. О человеке, который трагически не вписывается в новые правила и стандарты жизни. В драматургии Чехова нет главных и второстепенных персонажей, как нет главных и второстепенных проблем.
Открытия Чехова фундаментальны: он первым сказал о, казалось бы, очевидных проблемах, которые не просто не утрачивают актуальности сегодня, а, к сожалению, приобретают ее с каждым днем. Такими открытиями являются его мотивы нравственной глухоты, одиночества, всеобщего неблагополучия, пронизывающие все его произведения, в том числе и драмы. Главный сюжет чеховских пьес — это сама повседневная жизнь, со всеми ее счастливыми событиями, драмами и маленькими трагедиями, временными обретениями и преследующими человека несовпадениями. Ни одна из этих проблем не решена и не может быть решена, пока человек сталкивается с правилами жизни. А потому и пьесы, требующие очень тонкой актерской игры, востребованы как театром, так и зрителями. И это касается не только России: Чехова любят и ставят во всем мире.
— После премьеры проекта в газете «Ведомости» был сделан такой вывод: «Чехов, конечно, жив, но для современного театра Google, YouTube и Facebook важнее, чем любой из классиков. Иначе говоря, сама возможность синхронного чтения пьесы в семи городах имеет большее значение, чем то, какую именно пьесу читают». Вы тоже считаете, что современные технологии важнее, чем содержание и качество передаваемой информации?
— Это мнение небезосновательно. Действительно, пиар иногда становится отправной точкой того или иного проекта. Но главное — приращение смысла, которое при этом возникает. Неважно, кто и зачем выступил инициатором проекта. Фигура Чехова от этого не пострадала. И если даже пятьдесят процентов участников акции после этого продолжат свое знакомство с писателем, в мире станет меньше пошлости, врагом которой всегда являлся Чехов, и больше человеколюбия.
Поделиться