ХБМ920-70.jpg
Издание Правительства и Законодательного Собрания Челябинской области
Сегодня Понедельник, 16 Января 2017, 15:49

Евгения Тропп, театровед: «В театр не надо ходить строем»

1 Декабря 2016 Автор: Екатерина Сырцева Фото: Вячеслав Шишкоедов
Евгения Тропп, театровед: «В театр не надо ходить строем»

Особым гостем фестиваля экспериментальных театральных форм «Ночь в театре», который с успехом прошел в Озерске, стала театровед, театральный критик, редактор «Петербургского театрального журнала» Евгения Тропп. В перерыве между спектаклями и перформансами мы поговорили с ней о судьбе российских театров, перспективах озерского фестиваля «Ночь в театре» и значении театральной критики.

— Евгения Эдуардовна, как бы вы оценили фестиваль «Ночь в театре» в ряду подобных театральных проектов, которые реализуются в других городах страны?

— Такой формат достаточно необычен. Хотя попытки проведения подобных фестивалей действительно уже были. Например, не так давно похожий проект реализовали в Хабаровском ТЮЗе. Ранее в санкт-петербургском театре «Особняк» проводилась «Ночь пожирателей театра». Как правило, зрителям показывают обычные репертуарные спектакли, но в ночное время, театры рекламируют свои проекты, привлекают внимание к своему искусству. Здесь же, в Озерске, мы видим полноценный фестиваль с участием самых разных творческих коллективов. Это редкость.  

Если говорить о значении фестиваля, то, с одной стороны, это огромная радость для театральных деятелей, так как они получают возможность встретиться, пообщаться, ощутить какое-то движение внутри их профессиональной среды. С другой стороны, ведется работа со зрителем, которая особенно важна для театров в небольших городах. Такой фестиваль воспитывает культуру участия и отучает от пассивного потребления. Здесь зритель должен сам выбрать свой маршрут, те спектакли, на которые он пойдет. Возникают и сложности с передвижением, но это создает элемент приключения.

— Верно ли, что зрители в возрасте от 18 до 30 лет — «потерянное» для театров поколение?

— Действительно, бывает сложно привлечь в театр молодежь, подростков. В первый раз их приводят сюда родители или бабушки, потом им приходится ходить с классом. Некоторых это отталкивает, потому что не все хотят ходить строем. И вот здесь многое зависит от самих театров, перед которыми стоит задача заинтересовать ребят. Нужно искать разные подходы, чтобы у молодежи театр не ассоциировался с местом, куда их заставляли ходить взрослые. И это не проблема малого города или России. Это проблема всего мира. Подросткам сегодня сложно общаться с театром и гораздо проще — с гаджетом. Фестиваль «Ночь в театре» в этом плане  хороший пример. Даже то, что показы начинаются всего на час-два позже, чем обычно, и проходят ночью, уже привлекает внимание молодежи как что-то необычное.

— Как сегодня театрам выдержать конкуренцию с кино, телевидением и другими более развлекательными видами культурного досуга?

— Театр должен настаивать на собственной непохожести. Да, здесь нет технических средств, которые есть на телевидении или в кинематографе. Но в то же время театр — это единственный вид искусства, где создание произведения, спектакля, происходит здесь и сейчас. Всегда есть конкретный сегодняшний зритель и конкретный сегодняшний артист. Кроме того, такого близкого, непосредственного контакта между артистом и аудиторией нет ни в каком другом виде искусства. Кино и телевидение дают готовый продукт. А в театре зритель каждый раз присутствует при рождении спектакля заново. Поэтому театрам выгоднее настаивать на своей уникальности, чем подстраиваться под приемы кино, компьютерные технологии или современные гаджеты.

— Насколько развит в России институт театральных критиков?

— С этим проблема. В провинции мало театроведов, людей с соответствующим образованием. Пишут, как правило, журналисты. И пишут по-разному. От размера города это не зависит. Иногда и в провинции работают журналисты, которые грамотно пишут о культуре. Как декан театроведческого факультета Российского государственного института сценических искусств, я каждый год занимаюсь поиском абитуриентов. И вижу у родителей старшеклассников страх, сомнения. Они думают, что театральный критик — это какая-то странная профессия, которая не даст нормального заработка. С другой стороны, я вижу детей, которые понимают, что такое театр, могут о нем хорошо писать. Но они, как правило, не знают, что есть факультеты и вузы, где этому учат. Хотя, к сожалению, сегодня театроведческие факультеты закрываются, особенно в провинциальных городах. В итоге остаются только Москва и Санкт-Петербург. И поступить туда становится все сложнее.
10.01.2017 | 17:11
В поисках глубины. В Челябинске Иосиф Бродский встретился с Марком Шагалом

В Рождество все немного волхвы. В продовольственных слякоть и давка. Из-за банки кофейной халвы Производит осаду прилавка Грудой свертков навьюченный люд: Каждый сам себе царь и верблюд. «24 декабря 1971 года», И. А. Бродский

29.12.2016 | 13:11
Песню «Люблю Урал» челябинского композитора Ивана Шутова казаки хотят сделать гимном

В 2016 году отмечалось 90-летие со дня рождения великого уральского, а по мнению многих руководителей профессиональных хоровых коллективов, и российского композитора и музыканта Ивана Шутова.

Сегодня | 10:26
Дмитрий Закарлюкин: «Электромобиль — это не только экологично, но и выгодно»

В Челябинске хотят создать первый в России электромобиль для сбора мусора. Таким оригинальным образом челябинские инженеры и экоактивисты решили ответить на заявление министерства экономического развития о том, что 40 % загрязнения воздуха составляют выхлопы автотранспорта. О проекте рассказал его автор — челябинский предприниматель, руководитель областной общественной организации «Сделаем» Дмитрий Закарлюкин.

13.01.2017 | 15:32
Спектакль с оркестром. Камерный театр готовится к постановке по пьесе Людмилы Улицкой

Трагичная мелодрама «Мой внук Вениамин» была написана в конце 80-х годов прошлого века, но до сих пор актуальна. А главное, человечна.

Новости   

2712-5.png

2712-3.png

YuP.png

Попади180x150.jpg

180-200.jpg

Баннер_180х240.jpg

240x80-gub.jpg

Азбука_180 150.jpg




180х150.png 

 Строим храм вместе
Спецпроекты