Дело чести. Спустя десятилетия уникальная выставка представлена в картинной галерее
80 лет назад, 30 марта 1936 года, в новом клубе фабрично-заводского училища Челябинского тракторного завода им. И.В. Сталина, где сегодня находится Дворец культуры ЧТЗ, состоялось открытие выставки «Урало-Кузбасс в живописи».
- Послание Шагала. Уникальная коллекция литографий раскроет челябинцам мудрость Священного писания
- В Музее изобразительных искусств Челябинска появилась уникальная театральная площадка
Творческий десант
В выставочном зале картинной галереи у всех собравшихся заметно приподнятое настроение. Под бодрые и знакомые всем аккорды сюиты, написанной Григорием Свиридовым к кинофильму «Время, вперед!», посетители рассматривают живописные изображения крупнейших заводов и комбинатов, молодые лица отважных строителей социализма, которые уверенно смотрят в светлое будущее. Индустриальные виды, изображенные на картинах, — это почти тот самый «город-сад» из стихотворения Маяковского. Только это не Кузнецк, который описал поэт в 1929 году, а наши родные уральские места.
В экспозиции — 47 картин, написанных с 1932 по 1935 год московскими и ленинградскими художниками. Пораженные размахом индустриального строительства, они запечатлели время перемен на своих полотнах и создали художественный документ эпохи. Среди них — основоположник советского индустриального пейзажа Борис Яковлев, Александр Соловьев, Павел Соколов-Скаля, Василий Костяницын, Константин Корыгин…
Конечно, это только малая часть выставки 1936 года. Ведь тогда, 80 лет назад, южноуральцам было представлено более 400 картин, этюдов, портретов, пейзажей, посвященных, как сообщает афиша того времени, «важнейшим историко-революционным событиям и гражданской войне на Южном Урале, социалистическому строительству, производству, быту, природе Урала и Сибири». Живописными объектами художников стали 70 предприятий, среди которых Магнитогорский металлургический комбинат, Кузнецкий металлургический завод, ЧТЗ, Бакал, «Станкомаш», завод ферросплавов, саткинский «Магнезит» и другие.
На открытии выставки директор музея Станислав Ткаченко напомнил о том, что Урало-Кузбасс — это масштабный проект, предполагавший объединение производительных сил Урала и Западной Сибири, идея которого появилась у русских ученых еще до Великой Октябрьской революции. Революционные события и Гражданская война помешали реализации проекта. Его возрождение пришлось на вторую половину 1920-х и 1930-е годы. Московские и ленинградские художники творческими десантами отправлялись на Урал, в Западную Сибирь, на Кузбасс, чтобы запечатлеть строительство индустриальных основ страны.
— В этой экспозиции тонко и остро чувствуется атмосфера и дух того времени, — отметил Станислав Ткаченко. — Это начало 30-х годов. Уже создан Союз советских художников, только что распущена Ассоциация художников революции, различные художественные объединения. Но наступающий социалистический реализм еще не героический, не пафосный, не залакированный, а трогательный и даже романтичный.
Последующие годы советские власти делали все, чтобы утвердить соцреализм как основной художественный метод. Однако эта выставка действительно еще далека от неприкрытой пропаганды советской идеологии. Здесь еще чувствуется человеческое тепло, живая энергия, какая-то искренняя любовь художников к реальным участникам того грандиозного технического эксперимента, которые верили, что строят светлое будущее, несмотря на все тяготы и лишения. В картинах просматриваются черты модернистских течений и даже романтизма. Стоит только взглянуть на розовых коров на картине Якова Чухрова «Молочная ферма»…
Операция «Спасение»
На той же картине внимательный (да и не очень внимательный) зритель увидит страшные шрамы — следы времени, непростой судьбы живописных произведений, которые пережили и войну, и «скитания» по зданиям школ и госпиталей, непригодным для хранения картин.
— Впервые с докладом об истории и значении коллекции, с которой начался Челябинский музей изобразительных искусств, выступила на научно-практической конференции в 1982 году Галина Игнатьевна Пантелеева, бывшая в то время главным хранителем музейного собрания, — рассказала куратор выставки, старший научный сотрудник Музея изобразительных искусств Наталья Козлова. — После этого лишь отдельные произведения, участвовавшие в 1980-х годах в выставках, посвященных различным съездам, были приведены в экспозиционный вид. Остальные ждали своего часа. В тесном хранении картины были труднодоступны, не было реставраторов. До сих пор осталось порядка восьми работ, которые мы не смогли взять в экспозицию по той же причине: они недоступны. Восстановить все произведения этой коллекции — дело чести и совести не только сотрудников музея, но и всего активного сообщества уральцев, так как это дело финансово затратное.
Несколько лет назад началась исследовательская работа в архивах, связанная с атрибуцией произведений. Особенно пострадавшие полотна были выданы молодым реставраторам музея для восстановления. За полтора месяца до открытия выставки благодаря внезапно появившимся спонсорам удалось значительно продвинуться в реставрации: ряд картин очистили от грязи и пыли, нарастили кромки, перетянули холсты на новые подрамники, одели в новые рамы.
Однако реставрационные работы еще не закончены. Зрители, которые придут на выставку «Ударным темпом, полным ходом!», смогут присутствовать на открытой реставрации картины «Ночной разговор» Павла Соколова-Скали и оценить сложность и значение работы реставратора. Кроме того, в рамках выставки пройдет ряд мероприятий, посвященных искусству той эпохи. На ближайшее время запланирована встреча на тему «Культура празднования Нового года в 30-е годы». После новогодних праздников состоится лекция о кинематографе 30-х годов, которую прочтет культуролог, киновед Ольга Конфедерат. Краевед Юрий Латышев подготовил открытые экскурсии, посвященные архитектуре Тракторозаводского и Ленинского районов. Также посетителей музея ждет творческая встреча с молодым челябинским художником, куратором современного искусства Анастасией Богомоловой, которая расскажет о феномене фотокниги и своем проекте «Бакал». Завершит цикл мероприятий большая научная конференция, которая состоится в мае будущего года. Выставка «Урало-Кузбасс в живописи» продлит свою работу до июня 2017 года.
Поделиться