Челябинские ученые выяснили, откуда кони родом

21 Октября 2021 Автор: Евгений Аникиенко Фото: Юлия Боровикова («Вечерний Челябинск»)
Челябинские ученые выяснили, откуда кони родом

Они доказали, что впервые в Евразии лошадей приручили на Северном Кавказе.

Ученые ЮУрГУ вместе с иностранными коллегами установили, где именно в Евразии расположен очаг одомашнивания, из которого лошади распространились по континенту. Результаты исследования опубликованы в престижном научном журнале Nature.

Исследователи нашли одни и те же признаки в геноме лошадей, некогда одомашненных в разных местах Евразии. При этом выяснилось, что у животных, останки которых обнаружили во время раскопок, более сильный позвоночник. По мнению ученых, это обеспечило высокую популярность этих лошадей в начале бронзового века, дало начало глобальному распространению конной экспансии на континенте.

Международная команда исследователей, в состав которой входит археолог Андрей Епимахов, доктор исторических наук, замдиректора по научной работе ИМСГН ЮУрГУ, сделала вывод , что центр одомашнивания лошадей находится на Северном Кавказе, а вернее, это Причерноморско-Каспийские степи. По версии ученых, это произошло между 2000 и 2200 годами до нашей эры, в бронзовом веке. Если до этого времени лошади в вероятных очагах одомашнивания (Сибири, Центральной Азии, Анатолии и Европе) серьезно отличались, то через несколько столетий от Атлантики до Монголии распространился единый геном.

Андрей-Епимахов.jpg
Фото: пресс-служба ЮУрГУ

«Наша исследовательская группа, возглавляемая профессором Людовиком Орландо из Национального центра научных исследований (Франция), проанализировала геномы 273 лошадей, которые жили между 50000 и 200 годами до нашей эры, — рассказал Андрей Епимахов. — Исследование охватило всю Евразию, потому что были исследованы разные территории — «претенденты» на право считаться первичным очагом одомашнивания. Однако все они оказались ложными. Например, на поселении Ботай в Северном Казахстане обнаружены многочисленные археологические свидетельства знакомства человека с лошадьми. Однако, по результатам анализа ДНК, те древние кони не были предками современных домашних лошадей. Уральские материалы, которым около 4000 лет, напротив, не оставляют сомнений в эксплуатации лошадей, в том числе при колесничной запряжке».

По словам Андрея Епимахова, исследование также показало, что в одно время с одомашненными лошадьми по территории Азии распространились колесницы и индоиранские языки.

Напомним, что в определении времени и места одомашнивания лошадей ученым помогло также исследование зубного камня. В найденных на территории Поволжья образцах обнаружили маркеры молочной диеты. Молоко же вошло в рацион людей с приручением лошадей. Применив метод экстракции белка, ученые обнаружили во многих образцах казеин — сложный пептид, присутствующий в молоке как соль кальция. Затем составили карту распространения вещества. Его не удалось обнаружить только в самых ранних образцах серии, относящихся к энеолиту.

Как в Челябинске прижилось канте фламенко

Об этом рассказали гости нового выпуска стрим-шоу «Поутру».

Туристам на Таганае придется изменить маршруты

В национальном парке временно закрыли подвесные мосты.

20.03.2024 | 08:32
Могут ли вспышки на Солнце изменить жизнь на Земле

По мнению южноуральского астрофизика, такой вариант маловероятен.

19.03.2024 | 08:33
Как гормоны влияют на мозг человека весной

Этот и другие вопросы обсудили на телемосте в ИЦАЭ Саратова и Челябинска.