В первый полет на Марс могут отправить космонавта из Челябинска

2 Июля 2019 Автор: Евгений Аникиенко Фото: из личного архива героя публикации
В первый полет на Марс могут отправить космонавта из Челябинска


Пока у него нет за плечами космического опыта, но не исключено, что завтра именно ему доверят полет на Марс. Для этого у нашего земляка есть все данные.

Дмитрий Петелин, представитель нового поколения космонавтов, — молодой, энергичный, всесторонне образованный, с опытом самолетостроения и компьютерной грамотностью.

 Петелин — выпускник аэрокосмического факультета ЮУрГУ, уже несколько лет в отряде космонавтов. Перед полетом в космос он проходит испытания в самых экстремальных ситуациях. Дмитрий приехал в Челябинск, чтобы участвовать в работе Международной научной школы «Астероидная безопасность». Что нужно сделать, чтобы стать космонавтом? И что приходится пережить на стадии подготовки? Это и стало главной темой нашего разговора с Дмитрием Петелиным.

 Все «круги ада»

  — Как вас «занесло на небеса»?

  — Я с детства заболел космосом, еще в казахстанском Кустанае, где прошли мое детство и юность. Школьником зачитывался фантастикой, мечтал покорять далекие миры. Затем окончил аэрокосмический факультет ЮУрГУ, перевез на новую родину, Южный Урал, родителей.

 В 2006-м, после окончания вуза, устроился на работу инженером-конструктором в московском представительстве компании «Боинг», проектировал самолеты. А в 2012-м, когда объявили набор в отряд космонавтов, подал заявление, прошел отборочные испытания. На место претендовали 35 человек, но выбрали именно меня. Похоже, подходил по всем статьям: отменное здоровье, возраст до 30 лет, «космическое» образование. После сдачи экзаменов в Звездном городке меня взяли космонавтом-испытателем.

  — Какие испытания ждут будущих покорителей космоса?

  — Нужно быть готовым ко всем «кругам ада». Это и проверка «школой выживания» — в зимнем лесу, пустыне, горах, и центрифуга, и барокамера… Выдерживают не все, но это необходимость. Нас сбрасывали в «свободный полет» в условиях затяжного прыжка с парашютом, имитировали невесомость на ИЛ-76: он, почти заглушая двигатели, «падает», а ты внутри как бы «паришь», да еще должен за 1,5 минуты надеть тяжеленный скафандр!

 Приходится выполнять и массу психологических тестов: сидишь в запертой комнате, тебе сутками напролет не дают спать, а ты должен еще и решать сложнейшие задачи. А за тобой следят: как выдержишь эти мучения, не дашь ли слабину…

 Курс на Марс?

  — Возможно, космонавтам вашего набора доверят первый полет на Марс?

  — Не исключено. Старая гвардия уже не подходит по возрасту, а мы, 30-летние, еще не растратили энергию молодости, есть и знания, и силы. Полет в дальний космос на будущем космическом корабле «Федерация» — серьезнейшее испытание. При нынешнем уровне технологий он займет туда и обратно не менее 500 суток. Космический корабль атакуют тяжелые заряженные частицы, и чтобы не наступили необратимые последствия в организме, очень важно обеспечить надежную защиту.

  — Придумана ли уже такая защита?

  — Она может быть двух видов — пассивная и активная. В первом случае это многослойная свинцовая «броня», но у нее, не говоря о гигантской массе, есть еще один минус: космические частицы выбивают из свинца другие, не такие тяжелые, но тоже опасные. В варианте с гидрозащитой нужно брать в космос огромное количество воды, а один килограмм массы обходится в 10-15 тысяч долларов.

 Ученые уже прорабатывают активную защиту космонавтов. К примеру, это может быть искусственное магнитное поле, «тормозящее» космические лучи, как его глобальный земной аналог. Возможен и вариант с использованием принципиально новых ракетных двигателей, в разы сокращающих полетное время до Марса, другие способы уменьшения воздействия «солнечного ветра». Но это пока дело будущего.

 Что же касается невесомости, то предлагают создать искусственную гравитацию за счет центробежного вращения космолета. Это технологически осуществимо, но потребует колоссальных затрат и совершенно новых подходов в ракетостроении. Возможно, человек и без этого адаптируется к условиям невесомости.

 Русская смекалка

Космонавт.jpg  — Что делать, если на космической станции случится ЧП?

— У нас отрабатывались такие ситуации, в том числе и реально происходившие во время полетов в космос. Так, на станции как-то на несколько часов пропало электричество, и космонавтам пришлось согреваться — кутаться в одеяла, усиленно двигаться, одновременно проводя ремонт энергосистемы. Ведь «за бортом» космический холод… Но они спасли себя, проявив самообладание, находчивость и русскую смекалку.

А если случится пробой корпуса, например, из-за попадания микрометеорита, по инструкции нужно сразу же надеть скафандр, загерметизировать отверстие. Впрочем, все системы на корабле дублируются, и если откажет одна, должна сработать другая. Потому, когда в прошлом году вскоре после взлета с «Байконура» отказала одна из систем корабля «Союз МС-10» с космонавтом Алексеем Овчининым и астронавтом Ником Хейгом на борту, они катапультировались и благополучно приземлились в спускаемом аппарате.

— А как будет продвигаться освоение ближнего космоса?

— В нем мы уже давно обосновались и чувствуем себя почти «как дома». Космические станции «Салют», МКС десятилетиями кружатся на околоземных орбитах. Мы далеко продвинулись в плане изучения Земли, космической медицины, микробиологии. А недавно стартовало совершенно новое «орбитальное» направление — частный космический интернет. Изобретатель-миллиардер Илон Макс вывел в околоземное пространство первые спутники, сеть которых со временем заменит традиционный интернет, сделает его доступным в любой части планеты.

И все же, на мой взгляд, в ближнем космосе дешевле использовать автоматические станции. Сегодня в приоритете дальний космос: Луна, астероиды, Марс… Они дадут больше знаний, понимания природы Вселенной. Правда, такие полеты требуют больших затрат, и на первом этапе их «обкатают» роботы.

 В режиме тени

  — Магнитогорские разработчики сконструировали для этого робота-андроида…

  — Это так. В компании «Андроидная техника» изобрели андроида «по имени» Fedor, который поначалу показал свои способности по линии МЧС: «спасал» людей на пожаре, гонял на квадроцикле, стрелял… Но он пригодился и для космоса: уже в августе Fedor полетит на орбиту, а в ближайшие годы «обкатает» и космолет нового поколения «Федерация», приспособленный для полетов на Марс. Его испытают в беспилотном режиме, с роботом «за штурвалом».

Я принимал участие в наземных экспериментах с изучением возможностей Fedor по работе в открытом космосе, где он, например, может заменить человека при ремонте корпуса МКС после попадания микрометеорита. Оператор на борту станции надевает экзоскелет, без риска для жизни «ведет ремонт», а умный андроид как бы в режиме тени повторяет все его движения.

 Ученые пошли дальше: в дополнение к экзоскелету разрабатывают экзоперчатку, которая позволит роботу совершать самые сложные движения рук.

  — А как преобразится громоздкий скафандр?

  — Одна из идей — так называемый обжимающий скафандр вместо традиционного надувного. Обычный скафандр представляет собой «надутый шарик», имитирующий земную атмосферу. Давление воздуха в нем избыточное, 0,4 атмосферы, что с учетом космического вакуума очень затрудняет движения, и приходится применять шарниры на кистях рук и другие спецсредства.

 В предлагаемом «обжимном» варианте скафандр будет лишен этих неудобств, не говоря о легкости и гибкости конструкции. По задумке воздух будет напрямую поступать в легкие космонавта. Такие попытки предпринимаются и в США, и в России, но обнадеживающих результатов пока нет. Слишком тонкая оболочка может разгерметизироваться, а это чревато трагическим исходом.

  — А учитывают ли при подготовке космонавтов возможную встречу с внеземными цивилизациями?

  — Сегодня появление внеземного разума маловероятно, хотя такие предположения есть. По одной из теорий, жизнь на Земле занесена из космоса в метеоритах, и обнаружение в них органических веществ частично подтверждают ее. Космонавты нашли микроорганизмы на корпусе МКС, где они живут в условиях вакуума, абсолютного холода и жесткой радиации.

Вселенная бесконечна, и я уверен, что где-то в ее уголках есть разумная жизнь и когда-нибудь мы установим с ней контакт.

Поделиться

Вчера | 14:55
Сколько дорог отремонтируют на Южном Урале

В регионе ежегодно растут объемы сезонных работы.

Вчера | 11:35
В Челябинске обсудили коммуникации некоммерческого сектора с людьми и властью

Некоммерческий сектор в регионе растет и развивается, охватывая самые разные направления — от кризисных квартир до гастролей уральских танцевальных коллективов за рубежом. Однако, как признаются сами общественники, слабым местом в НКО остаются коммуникации — с представителями власти, благотворителями и потенциальными сторонниками проектов.

Вчера | 17:26
В Челябинске построили «космические корабли»

Креативный эксперимент провели участники «ИЦАЭ OPEN. Семейный четверг».

Вчера | 15:43
Где на Южном Урале больше заботятся о пассажирском транспорте

Онлайн-опрос проводит телеграм-канал «Глав.Индекс».

Новости   
Спецпроекты