Что такое хорошо? В школах Челябинской области сделают особый акцент на воспитании

26 Августа 2021 Автор: Юлия Махлеева Фото: Людмила Ковалева
Что такое хорошо? В школах Челябинской области сделают особый акцент на воспитании


Воспитание социально ответственной личности сегодня выходит на первый план в образовательной повестке.

Безусловно, этому вопросу в школах всегда уделяли внимание, однако социальная обстановка в мире и стране изменилась, и использовать те подходы, которые были 40-50 лет назад, уже неэффективно. Теперь в образовательных учреждениях Челябинской области разработают новые воспитательные программы, в которых будут использоваться современные инструменты и механизмы. Подробнее эту тему обсудили в ходе традиционного Южно-Уральского педагогического собрания.

Включить философию

«Школа перестала воспитывать» — такие фразы все чаще летят в сторону общеобразовательных учреждений. На самом деле воспитательные программы были и есть в учебных заведениях по сей день. Просто мир изменился, изменились мы и дети, поэтому воспитательные механизмы прошлых лет уже не работают в полную силу в современных условиях. С цифровизацией, развитием соцсетей, обновлением оборудования в общеобразовательных учреждениях перезагрузки ждут и воспитательные программы. Эта работа будет вестись активно уже с нового учебного года. Для этого в стране был запущен федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан России».

На пленарном заседании министр образования и науки региона Александр Кузнецов особый акцент сделал на эффективных механизмах и новых инструментах управления воспитанием социально ответственной личности.

Кузнецов_238590371_.jpg

«Воспитание — это целенаправленный процесс приобретения человеком необходимого жизненного опыта, помощь в освоении жизненного пространства, неотъемлемая часть в развитии общества. В процессе воспитания используются различные приемы, но главное — акцентировать внимание не на личности ребенка, а на его деятельности, разбирать ошибки, поощрять достижения, помнить, что значимые эффекты достигаются через включение в коллективную социально значимую деятельность, — обозначил главную задачу для педагогов Александр Кузнецов. — Наши дети считают, что надо формировать почву для реализации этих возможностей, среду для развития талантов, поощрять инициативу. Поэтому задача для нас, взрослых, — формирование воспитательной среды, в которой бы каждый ребенок (личность!) мог найти пространство применения своим способностям, возможность для развития талантов, исполнения своих желаний, удовлетворения меняющихся потребностей. Эта среда должна быть комфортной и инфраструктурно, и содержательно».

Министр подчеркнул, что важным элементом воспитания в школе является институт классных руководителей и формирующийся в настоящее время институт советников директоров школ по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. Оба они финансово поддержаны на федеральном уровне. В Челябинской области новая ставка советников по воспитанию для начала вводится в 440 школах региона. Эти специалисты уже завершили свое обучение в «Артеке». Сейчас для школ они пишут программы, которые презентуют накануне учебного года.

В самую крупную школу в Челябинске, в образовательный центр № 5, с 1 сентября пойдут учиться 3 тысячи учеников. И каждого нужно воспитать правильно. Это учебное заведение открылось в октябре прошлого года и было оборудовано по последнему слову техники, поэтому и в воспитательной программе педагоги уже начали использовать новые подходы и продолжат их применять в новом учебном году.

школа_118615479_выпускной-класс.jpg

«Так как программа воспитания является комплексной, то соавторство должно быть со стороны всех участников образовательного процесса. Поэтому мы еще в прошлом году поработали над ней в группах: педагогических, родительских, детских, — комментирует «Южноуральской панораме» директор ОЦ № 5 Евгений Марченко. — Теперь любое мероприятие у нас организуется с «философской точкой зрения». Например, в прошлом году на празднике 1 сентября философия тоже была. Из-за пандемии не было традиционных линеек, но мы создали праздник знакомства для ребят. Мы создали по школе тайные комнаты, организовали квесты. Создали ситуации, когда ребенок, попав в новое образовательное пространство, мог узнать свой новый дом изнутри и мог в дальнейшем его совершенствовать. На любой станции мы задавали вопрос: что бы вы хотели дополнить? Это побуждало детей порассуждать, а мы показывали им важность их предложений. И надо отдать должное, мы за этот год благодаря инициативам родителей и детей наше образовательное пространство начинаем переоформлять. Трансформируются и классные часы, мы уходим от их традиционного формата. Раз в месяц мы остаемся в кабинете, а три раза в месяц выходим в иные образовательные пространства: на улицу, стадион, в библиотеку, коворкинг-зону».

Евгений Марченко добавляет, что целый раздел в воспитательной программе будет посвящен цифровизации и умению с ней работать. Современная молодежь увлечена соцсетями, созданием интересного контента, она мечтает его разрабатывать, но, чтобы сделать его положительным, ей нужны помощники.

«Учителя информатики могут помочь им с технической точки зрения, но есть же еще и эстетическая точка зрения. И над этим тоже надо поработать. Сейчас мы ждем предложений советников по воспитанию, их новых подходов, потому что они прошли замечательную подготовку», — отметил Евгений Марченко.

Показать пример

Еще одним из эффективных механизмов воспитания, развития ребенка, по мнению экспертов, является система дополнительного образования. Она объединяет целую сеть организаций, программ различной направленности, большой спектр мероприятий. 

«В этом году создано новое государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Региональный центр патриотического воспитания детей и молодежи «Авангард», в ближайших планах — открытие филиалов центра в Челябинске, Троицке, Усть-Катаве и Магнитогорске, — комментирует Александр Кузнецов. — Надо отметить, что в регионе также востребовано кадетское образование, востребовано как родителями, так и обучающимися. В 25 муниципальных образованиях функционируют 433 кадетских класса с охватом более 9,5 тысячи человек. Эффективно работает региональный штаб «Юнармии».

Кванториум_165783257_.jpg

В настоящее время согласовывается возможность участия Челябинской области в реализации федерального пилотного проекта по организации образовательных туристических поездок для школьников. Также в регионе активно развивается техническое творчество. Именно в проектной деятельности ребенок может почувствовать себя ответственным за все, что вокруг него происходит. Для этого по всей области активно работают «IT-кубы», «Кванториумы», в том числе мобильные.

«У нас в самой задаче нацпроекта стоит воспитание комплексной системной личности с правильным отношением ко всему, что происходит. Чтобы воспитать такую личность, нужно, чтобы ребенок хорошо учился, чтобы он был охвачен разными активностями, будь то спорт, техника, другие увлечения, чтобы через эти увлечения он познавал мир, чтобы у него не оставалось времени и желания на то, чем заниматься ему не надо. То есть грамотное воспитание всесторонне развитой личности может быть только с участием дополнительного образования. Испокон веков так повелось. И на сегодня эта система получила новое вдохновение через новые ресурсы, новые технологии, новое оборудование, новые формы интерактивных занятий с детьми, — комментирует руководитель регионального Центра технического творчества, куратор сети детских технопарков на Южном Урале Владислав Халамов. — Мы охватываем много талантливых ребят, одаренных ребят, но мне больше нравится слово «мотивированных», которые в нашем техническом творчестве проявляют особое усилие и рвение. Для них создаются самые лучшие условия, выделяются средства на поездки на соревнования. Есть и вторая категория детей, для которых техника не главное. Но техническое творчество дает возможность познания мира, саморазвития и, самое главное, общения с интересными людьми. Это лучшие инженеры, интересные наставники, талантливые товарищи на фестивалях и соревнованиях. Воспитание ребенка происходит в том числе через общение, личный пример окружающих».

Сквозным инструментом обновления содержания воспитания может стать и проект, который пока условно называется «ЭкоТЕМП». Совместно с министерством экологии региона, общественными организациями, учеными разрабатывается комплексная программа непрерывного экологического образования — от детского сада до вуза.

инклюзия_239020491_.jpg

«Приобретение новых знаний, практических навыков, просветительская деятельность в этой сфере могли бы повлиять на профессиональный и жизненный выбор южноуральцев», — считает Александр Кузнецов.

Еще одним эффективным механизмом воспитания министр образования назвал инклюзивное образование, когда дети с серьезными проблемами в здоровье, в социальной адаптации и коммуникации обучаются в одном коллективе со своими сверстниками. Модель ресурсного класса, созданная на базе челябинской школы № 109, показала высокую эффективность. Совместное обучение воспитывает в детях толерантность, эмпатию, желание помочь ближнему.

Таким образом, вся система образования, и общего, и дополнительного, будет работать в одной связке и ставит целью личностное развитие ребенка, создание условий для развития его талантов. Именно комфортная благополучная среда и личные примеры окружающих помогают воспитать будущих патриотов.

«Уверен, когда человеку интересно и комфортно у себя на малой родине, если он чувствует себя нужным и востребованным, когда уровень образования и развития городской среды соответствует всем современным требованиям, то он будет связывать свою судьбу с будущим региона», — подчеркнул губернатор Челябинской области Алексей Текслер.

Поделиться

04.05.2024 | 18:17
В челябинской больнице капитально отремонтировали отделение гнойной хирургии

Операционные, реанимацию и палаты разместили на одном этаже.

04.05.2024 | 12:12
В нацпарках развивают бережный туризм

На Креативной неделе в Челябинске обсуждали, как «Таганаю» увеличить турпоток, сохранив экосистему.

27.06.2023 | 14:54
Энергия будущего. В Челябинской области прощались со школой на «Атомном выпускном»

В Челябинск, в Центральный парк культуры и отдыха имени Ю.А. Гагарина, 24 июня съехались выпускники со всей области. Перед ребятами выступили известные музыканты, для них работали бесплатные аттракционы и теплые шатры с горячим чаем.

26.06.2023 | 16:35
Доброе «УТРО». На Южном Урале проходит масштабный форум для молодежи

В этом году Челябинской области выпала честь принимать молодежный форум «УТРО». На шесть дней на курорте под Миассом собралось около 500 юношей и девушек, педагогов и наставников из 30 регионов России, ЛДНР, а также Казахстана и Беларуси. Главной темой в этом году станет патриотическое воспитание и новые вызовы для России.

Новости   
Спецпроекты