Парни попали в ад

1 Сентября 2012
Парни попали в ад

Несколько дней назад в Пряжинском районе Карелии поисковики обнаружили и подняли из земли останки красноармейцев 313-й стрелковой дивизии, погибших осенью 1941 года. Среди них был и наш земляк, уроженец Челябинской области Жернаков Степан Федорович, 1914 года рождения.

Поисковики восстанавливают картину боя в 1941 году, в котором героически погибли наши земляки


Несколько дней назад в  Пряжинском районе Карелии поисковики обнаружили и подняли из земли останки красноармейцев 313-й стрелковой дивизии, погибших осенью 1941 года. Среди них был и наш земляк, уроженец Челябинской области Жернаков Степан Федорович, 1914 года рождения.

 

Откликнитесь!


Вот что на сегодняшний день известно о нем. Призван был 15 июля 1941 года Каракульским военным комиссариатом Челябинской области. Был направлен в 313-ю стрелковую дивизию. Полное название ее — 313-я Петрозаводская, дважды орденов Красного Знамени, орденов Суворова, Кутузова 2 степени стрелковая дивизия. В ее состав в том числе входили 1068-й и 1070-й стрелковые полки, в которых, вероятнее всего, и воевали наши земляки.


Дивизия сформирована в июле-августе 1941 года в Ижевске и Воткинске (Уральский ВО). В дивизии были уроженцы Башкирии, Удмуртии, Свердловской и Челябинской областей. По завершении формирования в конце августа дивизия направлена на Карельский фронт (в Петрозаводск) и поступила в действующую армию 5 сентября 1941 года.

Поисковики предполагают, что красноармеец Степан Федорович Жернаков погиб в последних числах сентября. Из его личных предметов был обнаружен лишь поясной ремень.
Среди ценных сведений, которые удалось почерпнуть из сохранившихся документов, есть и те, что касаются родственников погибшего. Так, стало известно, что у Степана Федоровича была супруга — Жернакова Пелагея Прокопьевна. Возможно, у погибшего был и сын 1939 года рождения, которого звали Виктор. Однако отчество стоит под вопросом: если Иванович, то, видимо, он приходился приемным для него.


Известен и адрес семьи на 1946-1947 годы — село Березово Каракульского района Челябинской области (в настоящее время этот населенный пункт относится к Уйско-Чебаркульскому сельскому поселению).

 

По следам медальона


А началось все в декабре прошлого года, когда на той же высотке в далекой от Челябинской области земле поисковиками отрядов Карельского регионального общественного фонда «Эстафета поколений» найдены останки бойцов 313-й стрелковой дивизии, наших земляков. Они же обратились к руководителю поискового отряда «Ориентир» Евгению Кочетову с просьбой помочь в розыске родственников военнослужащих. Тогда, прошлой осенью, именно здесь, в соседних окопах, были найдены останки Морозова Ивана Андреевича из Катав-Ивановска и Плотникова Якова Варламовича из-под Карталов, пропавших без вести той же осенью 1941 года.


Поисковые работы проводились западнее Петрозаводска в районе, который в октябре 1941-го обороняли подразделения 313-й стрелковой дивизии. Из нескольких десятков солдат, чьи останки были обнаружены во второй половине ноября 2011-го на одной из высоток, удалось установить личность у троих, благодаря вкладышам, сохранившимся в солдатских медальонах. Все трое были призваны в РККА из Челябинской области.


Евгений Кочетов рассказал «ЮП», что родных красноармейца Морозова Ивана Андреевича, 1911 года рождения, уроженца Катав-Ивановского района, удалось разыскать буквально за несколько дней.


Огромную помощь в поиске оказали сотрудницы отдела ЗАГС Катав-Ивановского района и его руководитель — Галина Борисовна Ивойлова. Именно благодаря их отзывчивости и неравнодушию удалось закрыть еще одну страницу в истории войны. Узнав от поисковиков довоенный адрес семьи солдата (станция Запрудовка, что под Катав-Ивановском), они вспомнили, кто там жил, куда переехали эти люди и помогли установить контакт с ними. Большую помощь оказали и журналисты катав-ивановской газеты.


Жена Ивана Андреевича до самой своей смерти не прекращала поиски мужа. После того, как ушла из жизни, дело продолжили дочь и внуки.


Дочь солдата Елена Ивановна на всю жизнь запомнила, как в тот июньский день 1941 года, когда отца отправляли на фронт, он нес ее, четырехлетнюю девочку, на руках всю дорогу — от дома до станции Запрудовка (дом этот, кстати, стоит до сих пор). Через несколько недель он написал родным свое первое и последнее письмо, в котором известил, что по слухам, дескать, везут их в сторону Ленинграда. Но уже в августе того же года его жене сообщили: муж пропал без вести. С того самого времени, кроме сообщения о том, что он пропал без вести, о его судьбе не было известно ничего... И вот через 70 лет дочери солдата — Елене Ивановне Михайловой и ее двум сыновьям — Геннадию и Юрию поисковики рассказали: где и при каких обстоятельствах погиб их родной человек, передали фотографии с места поиска, фотокопии вкладыша солдата. Было это в Карелии возле деревни Красная Пряжа, где осенью 1941 года шли кровопролитные бои с частями финской армии. Сама Елена Ивановна рассказывает: когда узнала об этом, плакала целую неделю.


 — Поиск родных второго солдата — Плотникова Якова Варламовича, 1908 года рождения, призванного Полтавским РВК Челябинской области, затянулся до января 2012 года, — рассказывает Евгений Кочетов.  — Лишь получив 18 января 2012 года ответ на свой запрос из Государственного комитета по делам ЗАГС Челябинской области, поисковики поняли, что находятся на верном пути. В ответе содержались данные на двух сыновей найденного солдата. И здесь неоценимую помощь оказали их коллеги — Наталья Круглова (поисковый отряд «Эльтиген» города Керчь) и Николай Коновалов из Нижнего Новгорода. Благодаря им удалось установить, что младший сын Якова Варламовича — Владимир Яковлевич с супругой проживает в Нижегородской области, а два его сына — в Москве.


Родные третьего бойца — Симаева Василия Дмитриевича, уроженца Горьковской области, были обнаружены на его малой родине.


Захоронение бойцов состоялось 23 июня этого года на мемориальном комплексе у деревни Виллагора, на 39-м километре автодороги Петрозаводск — Суоярви. Там уже побывали родственники Ивана Андреевича Морозова из Катав-Ивановска.

 

В кино не увидишь!


В письме к Евгению Кочетову его коллега, командир поискового отряда «Совесть» из Карелии Илья Герасев, чуть ли не по часам восстанавливает события, происходившие с 5 сентября 1941 года, когда 313-я стрелковая дивизия прибыла на фронт, а затем вела наступательные бои за поселок Красная Пряжа (ныне просто Пряжа). Бойцам дивизии пришлось вести упорнейшие бои с неравным по силе противником, наступавшим на Петрозаводск. В течение пяти суток удерживали они занимаемый рубеж, обеспечив отход наших войск. Удерживали до 2 октября 1941 года...


Карельский поисковик попытался реконструировать всю картину того страшного боя, в котором погибли и наши земляки. При этом он замечает в письме: «Я больше документалист и с красками у меня не очень. Могу лишь описать свое видение происходящего, так как донесения очень скудные...»

Воспроизводим фрагмент его «репортажа».

«...Начнем с высоты. Она представляет собой череду маленьких каменных гряд с распадками и лощинами без ярко выраженной вершины, покрытой еловым лесом возрастом 80-100 лет (так что в сорок первом елочки были совсем маленькие). Там, где подняты 46 бойцов, а это западный склон высоты, приходится передним краем обороны 313-й стрелковой дивизии. Передний край обороны представляет собой многорядные цепочки одиночных окопов (ячеек) для ведения огня стоя, с колена и лежа. Окопы расположены грамотно, по периметрам каменных гряд.


В некоторых окопах обустроены печки. На второй полосе обороны, по «науке» — минометные и пулеметные точки. Теперь о бое. Первое, что бросается в глаза, это огромные воронки от авиабомб (один не разорвавшийся «поросенок» килограмм на сто так там и лежит). Вокруг очень много хвостовиков от финских минометных мин 80 мм, 50 мм, шрапнелевых стаканов, осколков. Многие погибли под артобстрелом. После артподготовки финны обошли их с тыла, завязался бой. При поддержке минометов финны начали потихоньку вытеснять наших с высоты. Я бы, наверное, побежал, но тут ничего подобного, бились до упора. Трудно представить, что было там на самом деле, но ощущение такое, что парни попали в АД (в кино такого точно не увидишь)! Как они после этого могли воевать и принимать какие-то решения, нам до конца, наверное, не понять. Я двадцать лет поднимаю бойцов и мне трудно представить, как такое возможно. Это настоящие герои, которых до сих пор клеймят «пропавшими без вести». Кстати, почти все были вооружены СВТ-40 (самозарядная винтовка Токарева. — Ред.), а такие винтовочки простым солдатам не выдавали.


Почему мне очень интересно, какой полк — 1068-й или 1070-й и какой батальон? Так как в Челябинской области сформировано это подразделение, и мое мнение — подразделение не простое...»


...Карельские поисковики видели тот самый окоп, где погиб наш земляк Жернаков Степан Федорович.

И им есть что рассказать родственникам героя...

Марат Гайнуллин

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты