Синдром ланцетника. «Отец ЕГЭ» встретился с челябинскими педагогами
В Челябинске прошла Первая региональная научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования».
- Село на портале. Энциклопедия сельских школ России началась с Челябинской области
- Владимир Садырин: «Нестабильностью в образовательной системе мы лишь пугаем выпускников»
Проходила конференция в очном режиме, а также в режиме видеоконференции. Такой формат работы обеспечивал участие около 800 человек (очно — 280, в онлайн-режиме — более 500 представителей всех 43 территорий Челябинской области, а также Москвы и Самарской области). Организатором конференции выступил региональный центр оценки качества и информатизации образования.
Участникам конференции были представлены инновационные аспекты развития внутренних систем оценки качества образования в образовательных организациях в контексте реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и профессиональных стандартов.
Были проанализированы инновационные механизмы совершенствования системы оценки качества образования, применяемые в образовательной системе Челябинской области.
В работе конференции приняли участие виднейшие представители научного профессионального сообщества России, в том числе и из Москвы.
Челябинску область представляли министр образования и науки региона Александр Кузнецов, представители образовательной системы, руководители органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования области, педагоги и методисты.
ЕГЭ плюс ОГЭ
Пожалуй, самым знаковым участником конференции стал и один из самых именитых педагогов страны, доктор педагогических наук, профессор, академик РАО, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования Виктор Болотов. Именно с именем бывшего замминистра образования России связывают рождение в нашей стране понятия единого госэкзамена, что и добавило к его послужному списку еще одну «регалию» — «отец ЕГЭ».
Свое выступление перед челябинскими коллегами он начал с замечания о том, что результаты ЕГЭ и ОГЭ должны использоваться для создания программы развития образования. (Напомним, что ОГЭ — это основной государственный экзамен, обязательный в 9-м классе, аналог ЕГЭ для 11-х классов. — Ред.).
Однако нигде в России до сих пор это не делается. То есть при разработке стандартов и программ результаты ЕГЭ и ОГЭ не используются.
— Если 90 процентов детей в течение десяти лет не осваивают тот или иной раздел школьной программы, так может, он им не нужен? — задается вопросом Виктор Александрович. — Не секрет, что мы каждый год добавляем новые разделы в программы и при этом не вычеркиваем ни-че-го! И еще приговариваем, что у нас, дескать, нет основания для вычеркивания. Между тем не помешало бы внимательно проанализировать результаты ЕГЭ и ОГЭ и тогда стали бы очевидны многие акценты.
Найти 10 отличий
— Историю про ланцетника помните? — спрашивает Виктор Болотов. — Происходила она в Самарской области. Дело было так. В деревне Кузькино российский президент зашел в класс сельской школы. Смотрит: на парте учебник биологии лежит. Берет в руки, открывает наугад страницу, читает задание: «Укажите 10 отличий нервной системы дождевого червя от нервной системы ланцетника».
Ни сам Владимир Путин, ни губернатор Самарской области, ни начальник областного департамента образования — никто не смог ответить на этот вопрос. Тогда президент разворачивается и спрашивает сопровождавшего его Владимира Филиппова, тогдашнего министра образования: а ты, мол, знаешь ответ на этот вопрос?
А Филиппов, между прочим, доктор физико-математических наук, защищал диссертацию в ведущем в Академии наук СССР научном учреждении — математическом институте имени Стеклова. Но и тот отвечает, что, дескать, нет, Владимир Владимирович, не знаю ответа. Того самого ответа, которого учебник жестко требовал с каждого российского семиклассника…
И вот тогда Путин, задумчиво глядя в учебник, произнес: «А зачем всем детям это знать?»
— Кстати, кто сегодня здесь, на конференции, знает, что такое ланцетник? — обратился он в зал. В ответ прозвучал заискивающий смешок, очевидно, скрывавший таким образом незнание основ биологии… Между тем после той истории в Самарской области биологи сокрушались: да как же, мол, так? Если уж школьники не будут знать ланцетника, то они вообще ничего не будут понимать про эволюцию…
Шпаргалка в три клика
— Я математикам говорю: зачем всех наизусть заставлять учить, чему равен синус двух икс, — рассказывает Виктор Болотов. — Кстати, кто здесь, в зале, знает? — И снова в ответ раздался нервный смех. — Так вот, я сам математик, и мне коллеги в ответ с возмущением говорят: ты, что, дескать? Ты же предаешь свой предмет!
Но мы же преподаем математику не для того, чтобы ребенок даже ночью сказал, чему равен синус двух икс, а для того, чтобы научить детей пользоваться формализованными методами при работе с формализованными знаками! Вопрос не в том, кто какие формулы помнит. Интернет, слава богу, позволяет сейчас эти формулы получать в три клика. Поэтому с учетом того, что новый министр образования России уделяет большое внимание предметной подготовке, вопрос: что выбирать из школьных программ, становится еще более актуальным.
Посмотрите: сегодня в курс математики в школе теорию вероятности мы добавили. А что убрали? Опять же ничего не убрали. Вопрос тоже актуальный. И я еще раз повторюсь: результаты ЕГЭ и ОГЭ надо использовать для работы по стандартам. Это зияющая дыра! И эту проблему надо решать всем обществом!
Рейтинг от стобалльников
— Какие могут быть риски? — спрашивает коллег Болотов и сам же отвечает: — Главный риск — лобовое использование и, как обычно у нас бывает, наказание невиновных и награждение непричастных. Посмотрим на школу, где стобалльники по ЕГЭ выдают какие‑то «фунтики» и «морковки». Этот ребенок у репетитора занимался, другой бегал в университет, с третьим папа и мама занимались днем и ночью…
То, что стобалльники зачастую не связаны с деятельностью самой школы, а связаны с активностью за пределами школы, факт довольно известный. Так что же мы делаем, когда школу награждаем именно за то, что в этой школе есть стобалльники? Вот именно: опять награждаем непричастных…
Мне возражают: победа всегда у отцов, а любое поражение — это всегда учитель… И кто же все-таки больше виноват? Это известный сюжет для системы образования: кто больше кому должен — родитель учителю или учитель — родителю. При этом забывают, что они вместе должны ребенку, а не друг другу.
Пример: неблагополучная семья, мама в одиночку воспитывает сына. Он старается, стремится, но получает 40 баллов. Молодец, парень! А вот элитная семья, родители со степенями, однако у сына 50 баллов. Значит, с этим сыном что‑то не так…
Вообще же, как только появляются оценки, так тотчас, как черт из табакерки, появляется и рейтинг. А рейтинги — это в основном штука вредная. Вот последний рейтинг, в котором результаты ЕГЭ и ОГЭ весьма показательны: от призеров олимпиад… И какую же информацию может дать такой рейтинг? Элитные школы были, есть и будут. А вот рейтинг в сельской школе только опускает ее все ниже и ниже, и закапывает ее все глубже и глубже…
Поделиться