Музейный гид. Антуан Балас и деревянный замок золотопромышленника

20 Января 2017 Автор: Николай Антипин
Музейный гид. Антуан Балас и деревянный замок золотопромышленника

Безусловной достопримечательностью города Пласта является районный музей. Он интересен не только внутри, но и снаружи, так как располагается в старинном особняке, построенном для золотопромышленника Антуана Питерса Баласа.

Открытое в 1798 году Кочкарское месторождение золота (окрестности современного Пласта) притягивало старателей, людей, зараженных золотой лихорадкой. В 1897 году на Южном Урале появилась иностранная фирма «Анонимное общество Кочкарских приисков», учрежденная французскими и бельгийскими предпринимателями с главным представительством в Брюсселе. Компания располагала передовой золотодобывающей техникой, разрабатывала прииски общей площадью свыше пяти миллионов десятин. Фирмой было добыто около 700 пудов золота, а это почти 11,5 тонны!

Антон Петрович
Сведения об Антуане Питерсе Баласе крайне обрывочны. Известно, что он был золотопромышленником, горным инженером, акционером и директором «Анонимного общества Кочкарских приисков». На Южный Урал француз прибыл, по-видимому, в 1910 году. На приисках его звали на русский лад — Антон Петрович.

Приехав на новое место, золотопромышленник развил бурную деятельность. Он занимался строительством обогатительной фабрики, запущенной в 1912 году и названной в честь директора — Антоновской. По оценкам специалистов того времени завод занимал первое место по оснащенности оборудованием и технологиями по извлечению драгоценного металла. На предприятии часто бывали золотопромышленники со всей страны. Оно и сегодня работает, но уже под другим названием — фабрика законченного цикла обогащения имени Артема.

Под его руководством шла разработка шахты «Маргарита», названная именем жены инженера. Впоследствии ее переименовали в честь Фрунзе, ствол этой шахты действовал практически весь советский период.

Замок из дерева

На Южном Урале Антуан Балас собирался не только работать, но и жить. Поэтому в 1911 году для управляющего был построен двухэтажный деревянный особняк. Краевед Равиль Хайрятдинов записал легенду, что, когда дом строился, Антон Петрович после каждого уложенного ряда сруба приезжал на строительство с подносом, на котором стоял графин с водкой и закуска, так он угощал строителей. И сегодня над зданием возвышается флюгер с годом постройки — 1911-й. Вероятно, этот дом должен был напоминать его обитателям о далекой родине.

Дом представляет большой интерес с точки зрения зодчества. Предоставим слово профессионалам — художнику-дизайнеру Алексею Шамарину:

— Архитектор, несомненно, отдал дань стилю модерн. Когда возникает интерес к средневековому и народному искусству, дом представляется крепостью в прямом смысле слова. Мы видим угловую башню, шпили на крыше и резные кронштейны, подпирающие свесы. На фасадах расположено удивительно мало декоративных элементов. В облике здания не так много нарядности: наличники окон, свесы крыши да карниз на башне. Дом деловит и даже суров по прошествии лет. Основной мотив в модерне — это текучая линия. Архитектор был скуп на пластику. Он ограничился упругими арками на фронтонах. Образ средневекового замка повлиял на формирование силуэта, но каркасная конструкция, характерная для готики, не была использована.

Угловая башня с высокой четырехскатной крышей увенчана флажком-флюгером. Сложена она, как и всякая изба, из бревен, а не камня. Силуэт крыши напоминает о монастырях или городских ратуши с часами. Но интерьер не воспринимается замкнутым и сумрачным. Большое количество окон позволяют солнцу осветить каждую комнату. Дом выполнен в традициях деревянного зодчества, но создает романтический образ каменного замка.

Обитатели замка

В нем и поселилась семья золотопромышленника — Антуан Балас, жена Маргарита и двое детей — Жаннет и Жожо. Конечно, у французской семьи была служанка. Много лет спустя Дарья Щеткина вспоминала: «Когда молоденькой девчонкой меня приняли служанкой в дом Баласа, первое время меня проверяли на честность и порядочность, так как на видном месте вроде как бы забывали то кошелек, то дорогие украшения.

Хозяйка Маргарита частенько играла на пианино, а еще она собирала гербарий, в чем была специалистом, так как в гербарии растения были в очень хорошей сохранности.

Однажды после очередного крупного заседания с очень важными персонами мне подали знак накрывать на стол. Войдя в залу, я споткнулась о край ковра, постеленного на полу. Падая, я успела подумать: это мой последний день работы. Антон Петрович Балас встал, захлопал в ладони и произнес: “Господа! Все, что сегодня наметили — получится, так как разбит сервиз!” Наказание за мою оплошность не последовало».

После революции  дом был передан ГПУ, затем в нем долгое время располагался отдел милиции, а в городе ходили слухи, что в подвале особняка спрятан золотой клад. В 1994 году особняк Баласа был передан Пластовскому музею, в 1999 году получил статус объекта культурного наследия регионального значения. В 2011 году к столетию особняка в музее открылась новая экспозиция «Кабинет золотопромышленника». В отдельном зале была восстановлена обстановка дома времен Антуана Баласа. Сегодня здесь можно увидеть вещи, фотографии, документы, предметы мебели, принадлежавшие семье французского золотопромышленника. Дух времени создают экспонаты начала XX века — письменный стол, гнутый стул, ажурная этажерка, сейф Сущевского завода, пианино производства фабрики «C.M. Schrӧder», настенные часы — все эти предметы буквально пропитаны духом своего времени. Словно хозяин кабинета только что вышел из него и должен вот-вот вернуться.

Письма золотопромышленника

Следы Антуана Баласа теряются в мятежном 1918 году. В 1917–1918 годах он находился в Петрограде, бывал в Москве, откуда отправлял письма на Южный Урал в контору Кочкарских приисков. В фондах Пластовского районного музея сохранилось несколько писем золотопромышленника. Вот одно из них:

«Петроград. 16 февраля 1918 г. …Положение в Петрограде не изменилось. Почти все заводы закрыты, рабочие посланы на фронты. Никто не думает воевать с немцами, все отступают согласно приказам. Заход в столицу неприятеля будет для всех нас оскорбительным, но я осознаю, что русская армия не существует и не может сопротивляться.

Очень жаль, что Франция пожертвовала собою и пошла на войну, как верный союзник России, честно держала свое слово. За честь своей родины столько погибло юношей Франции. И мое семейство потеряло хороших и славных молодых людей. Их счастье, что они умерли за родину, и не видят торжество немцев и скорбим, что их жертвы были напрасными.

Теперь все ждут немцев. Что будет дальше, трудно сказать. Нужно дать понять Германии, что она не сможет господствовать над миром.

Союзники твердо решили не отдаваться Германии, как сделала Россия, а воевать до последнего солдата. Кто одержит верх, трудно сказать, несмотря на измену России, союзники не хотят подчиниться Вильгельму».

Адрес музея: г. Пласт, улица Октябрьская, 56.
Режим работы: вторник — суббота, с 9 до 17 часов.
Телефон: (35160) 2-12-92.
E‑mail: muprm@mail.ru

Поделиться

14.05.2024 | 15:45
На операцию в Челябинск курганец прилетел на вертолете

Острое расслоение аорты застало «робинзона» на крыше дома в паводок.

14.05.2024 | 13:14
Азбука для Севера. Какую письменность создал Стефан Пермский

Если взять самый первый том энциклопедии «Истории литературы Урала», можно увидеть на корешке пометку «с XIV века».

13.05.2024 | 11:19
В мае 43-го Челябинск провожали на фронт добровольцев-танкистов

Южноуральцы вручили им Наказ, с которым бойцы прошли от Орла до Праги. Сегодня этот символ подвига хранится в Уральском государственном военно-историческом музее в Екатеринбурге, а футляр, изготовленный златоустовскими мастерами, попал в фонды Государственного центрального музея современной истории России в Москве.

23.04.2024 | 11:51
Казачья деревня. Оренбургское казачье войско отметит 450-летие

К этой дате в Челябинске переиздана книга Михаила Голубых «Казачья деревня». Это этнографический труд, в нем детально исследованы жизнь и быт казаков поселка Тимофеевского середины 1920-х годов.

Новости   
Спецпроекты