Известность неизвестного. Челябинским искусствоведам удалось определить автора безымянной картины
Научному сотруднику Челябинского музея изобразительных искусств Наталье Махновской удалось определить автора «картины неизвестного художника». Такое открытие считается редкостью, так как «безымянные» полотна редко обретают своего творца. Как велась работа и почему это действительно знаковое для музея событие, нам рассказала сама исследовательница.
- Живопись с нарушениями. Уральская суровость вдохновляет художницу из Магнитогорска больше, чем зелень Монмартра
- Притчи Феодосия Булгакова. Будущий иконописец в Челябинске рисовал на фанере портрет Ленина
— Начнем с того, что картина поступила в нашу коллекцию из Государственного исторического музея в 1960 году. Тогда она была определена как работа неизвестного художника западной школы XVIII века, позднее отнесена к фламандской школе XVII столетия. Также было известно, что с 1887 по 1917 год полотно находилось в имении графини С.И. Чернышевой-Безобразовой в Яропольце. Больше информации у нас не было. Вопрос с авторством начал проясняться, когда мы сравнили эту картину с полотном «Битва при Рамильи между французами и союзниками 23 мая 1706 года» голландского художника Яна ван Хухтенбурга. Сходство произведений по сюжету, композиционному построению, специфике изображения было несомненно.
— Насколько нам известно, вы также обращались в лабораторию Института гуманитарных наук и искусств Уральского федерального университета, где была проведена макро- и инфракрасная съемка картины…
— Да, обращались. Затем рентгенограммы челябинского памятника и оригинальных работ Хухтенбурга сравнили специалисты Государственного Эрмитажа. Тогда-то мы и получили подтверждение, что стилистически картина соответствует авторству Яна ван Хухтенбурга или его мастерской.
Принадлежность авторству Хухтенбурга подтвердили иностранные специалисты: Питер Рулофс (Риксмузеум), Бернард Вермет (Нидерландский институт истории искусств) и старший хранитель из Маурицхейса Квентин Бувело.
— Какое значение имеет данное открытие?
— Это действительно особый случай, потому что очень редко удается выяснить авторство картины неизвестного художника. Обычно получается лишь определить школу, к которой относится работа. Когда у картины не определен автор, работа «молчит»: она практически ничего не может рассказать ни исследователям, ни зрителям. Появление автора значительно расширяет пространство картины. Мы уже можем говорить об истории создания, историческом контексте, о личности самого художника.
Соответственно, мы можем предоставить посетителям музея более полную и интересную информацию о той или иной работе, привлечь их внимание.
— Исследование картины на этом будет закончено?
— Нет, работа будет продолжена, так как мы хотим обратиться в Государственный исторический музей, чтобы получить опись из имения графини С.И. Чернышевой-Безобразовой в Яропольце, где картина находилась 30 лет до 1917 года. Хотелось бы добавить, что революция привела к потере многих шедевров. Тогда полотна из богатых имений революционеры просто вывозили. Никому в то время не была интересна их историческая ценность, картины, конечно же, никто не изучал. Также мы планируем осуществить технико-технологическую экспертизу, изучить пигментацию, которая может помочь установить дату создания картины.
— Могут ли челябинцы увидеть это картину?
— На данный момент, к сожалению, нет. Мы выставляли ее только один день на пресс-конференции, на которой рассказывали о результатах наших исследований. Но площади музея не позволяют нам в рамках постоянной экспозиции выставлять все шедевры, которые находятся в нашем собрании.
Поэтому многие из них хранятся в фондах. Но в 2016 году мы планируем открытие временной выставки, посвященной западноевропейской живописи. Она будет работать от 3 до 6 месяцев, и тогда наши посетители смогут увидеть это полотно.
Поделиться