Нефть путешествует быстро и надежно

26 Июня 2023 Автор: Светлана Николаева Фото: предоставлено АО «Транснефть – Урал»
Нефть путешествует быстро и надежно


Инновационные разработки, цифровая трансформация и импортозамещение привели к тому, что на объектах «Транснефти» применяются технологии будущего: репортаж с нефтеперекачивающей станции.

Кто из нас не видел на железной дороге составов с цистернами для перевозки нефти? А между тем это далеко не основной способ транспортировки черного золота. Первенство в этом вопросе уже давно за магистральными трубопроводами – транспортом быстрым, безопасным, надежным. Нефтепроводы пересекают всю Россию, они тянутся под землей, пересекают горы и реки. Проходят они и по территории Челябинской области: здесь их обслуживает АО «Транснефть – Урал», второе по величине предприятие в компании «Транснефть». Придают ускорение нефти в движение по «стальным руслам» нефтеперекачивающие станции. На одну из них, линейную производственно-диспетчерскую станцию (ЛПДС) «Травники» в Чебаркульском районе, отправились и мы.

«Транснефть – Урал» сегодня активно модернизирует свои перекачивающие станции – резервуары, системы автоматики, электрооборудование. Обновляют и парк магистральных насосов: два таких вот-вот введут на станции «Травники». Насосы и электродвигатели, с которыми они работают в паре, произведены на челябинских заводах «Транснефти». Эта импортозамещающая продукция, по словам экспертов, превосходит ранее использовавшееся оборудование по многим показателям. Возвращаясь к сравнению с железной дорогой, отметим: всего один такой насос прокачивает за час столько же нефти, сколько перевозит целый железнодорожный состав – 83 цистерны по 120 кубометров каждая!

Найти станцию оказалось не так просто, как представлялось. Чуть не проехали мимо: воображение рисовало объект в стиле «черного производства», а оказалось, что «Травники» – это несколько аккуратных ангаров, на огороженной чистой, как стерильной, территории. На входе традиционный турникет и металлоискатель, а еще – так называемая «алкорамка».

— Это-то зачем? — спросили мы позже начальника станции Дмитрия Варламова.

— Для безопасности, — ответил он.

Прибор, кстати, очень чувствительный: говорят, лучше, чем у ГИБДД. Пишу об этом лишь потому, что хочу пояснить: на предприятиях «Транснефти» обращают внимание на все, даже на такие, казалось бы, мелочи.

— Безопасность сотрудников и производства, четкие технологические инструкции, современное оборудование, как и энергосбережение и экологичность — это, можно сказать, кредо компании. Для этого и проводим реконструкцию объектов, повышаем надежность эксплуатации и транспортировки нефти, внедряем инновационные технологии, — объясняет Дмитрий Варламов, пока идем по территории станции к залам, где стоят насосы.

Рабочие сейчас как раз ведут пусконаладочные работы насоса и двигателя, сделанных по программе импортозамещения в столице Южного Урала. Эксперты говорят, что заменить импорт в высокотехнологичных областях особенно непросто. Тем не менее это получается. Челябинская область вообще один из регионов-лидеров в России по импортозамещению. Многие предприятия после введения санкций освоили выпуск новой продукции и комплектующих и поставляют их во все уголки страны. Интересно, что технологической независимости добивается как страна в целом, так и отдельные предприятия. Пример «Транснефти» это подтверждает.

Предприятий, имеющих полный цикл производства насосов, соответствующих техническим требованиям «Транснефти», в России не было. Поэтому после 2014 года компания решила производить их сама. Так как магистральные насосы работают в паре с электродвигателями, стали делать и их. Сначала электродвигатели выпускали совместно с итальянцами, затем — самостоятельно. Теперь этим оборудованием оснащаются станции компании по всей стране.

— Вот посмотрите, они как близнецы-братья, — с гордостью показывает Дмитрий Варламов на электродвигатели (огромные, напичканные в том числе и электроникой) российско-итальянского и челябинского производства. — Все они энергосберегающие, с повышенным КПД.
То же самое с насосами: как и электродвигатели, они соответствуют самым высоким требованиям и стандартам и превосходят по характеристикам оборудование, которое сейчас используется на нефтеперекачивающих станциях. Коэффициент полезного действия и надежность выше, срок службы – больше.

– Кроме того, в новых насосах использованы и новые решения по контролю утечек, по контролю давления масла. Все очень удобно. Но этот насос только устанавливают, а в другом зале новый челябинский насос уже работает. Идемте посмотрим, – говорит начальник станции, и мы переходим в новое помещение.

Очередной зал — такой же большой, чистый и светлый. Вдоль стен стоят насосы (в другом зале, через стену, — электродвигатели, к которым эти насосы и подключены). Работают очень тихо.

— Сейчас насосы в работе, идет транспортировка нефти, — говорит Дмитрий Варламов. — В этом зале разные насосы: новые и те, которые еще только предстоит заменить. Сравните их: у нового челябинского гораздо удобней размещены приборы контроля для осмотра и обслуживания – датчики давления, вибрации, и много чего еще.

— А почему в этих залах нет ни одного человека, кроме нас? — вопрос начальнику станции.

— Оперативный персонал раз в два часа обходит помещения и осматривает оборудование. Но основные наши «глаза и уши» — это микропроцессорная система автоматики, которая выводит всю информацию о работе двигателей и насосов на мониторы в операторную, — объясняет он. — Систему автоматики на нашей станции обновили несколько лет назад. Именно автоматика подсказывает, на что необходимо обратить внимание.

Автоматическая, естественно, и система пожаротушения. Датчики направлены на каждый агрегат. Все — для безопасности. Ради нее, кстати, «Транснефть» сама стала ранее выпускать еще и дефектоскопы. Это приборы, которые запускают по нефтепроводу, чтобы провести магнитную и ультразвуковую диагностику трубы: толщину стенок, качество нанесенной изоляции, наличие любых отклонений. Впрочем, об этом мы подробно рассказывали в предыдущей статье. А побывав на станции «Травники», можем подтвердить: инновационные разработки, цифровая трансформация и импортозамещение привели к тому, что на объектах «Транснефти» применяются технологии будущего, а нефть путешествует по стране быстро и надежно.

Поделиться

10.05.2024 | 12:27
В День Победы Магнитогорск установил два рекорда России

На территории городского курорта «Притяжение» растянули Георгиевскую ленту длиной 600 метров.

07.05.2024 | 15:22
В Магнитогорске индекс загрязнения атмосферы снизился почти втрое

Этому способствовали природоохранные проекты градообразующего предприятия.

Новости   
Спецпроекты