«Этот рынок стал стихийным». В Челябинске создадут концепцию размещения рекламных конструкций
На Южном Урале планируют создать типовое положение по размещению наружной рекламы. Рекомендации для муниципальных властей будут разрабатываться с учетом судебной практики.
Основные проблемы следующие. Челябинское УФАС фиксирует много нарушений на торгах по размещению рекламных конструкций. Торги проводятся, как правило, в форме конкурса, что предоставляет организаторам определенную свободу действий, они могут на свое усмотрение устанавливать критерии. Причем требования могут быть весьма неоднозначными, например, конструкция не должна иметь угрожающий вид. В антимонопольной службе обращают внимание, что в сфере наружной рекламы действует ГОСТ, требованиям которого и должна соответствовать рекламная конструкция. По логике, если уж чем‑то и должны руководствоваться органы местного самоуправления при проведении торгов, то ГОСТом. Но этого не происходит.
Между тем, как подчеркивают в челябинском УФАС, закон о рекламе позволяет проводить торги и в форме аукциона, где главным критерием для размещения рекламной конструкции является цена. «С аукционами все прозрачно, поэтому мы и склоняемся к необходимости законодательно закрепить проведение торгов на установку и эксплуатацию конструкций в форме аукциона, а не конкурса, — говорит заместитель руководителя челябинского УФАС Татьяна Соболевская. — Сейчас мы готовим соответствующие предложения по поводу внесения изменений в федеральное законодательство».
Другая проблема заключается в том, что южноуральским предпринимателям довольно часто отказывают в размещении рекламы, ссылаясь на несоответствие «архитектурному облику сложившейся застройки». Эта тенденция прослеживается с 2014 года, и подобные отказы в челябинском УФАС считают немотивированными, поскольку в законодательстве не существует определения «внешний архитектурный облик».
Эту проблему можно решить на местном уровне, уверена Татьяна Соболевская. «Внести соответствующие изменения в федеральное законодательство достаточно сложно, поэтому мы предлагаем разработать на уровне региона общие рекомендации для органов местного самоуправления в этой сфере, с учетом тех нарушений, уже выявленных УФАС, и которым уже дана оценка судом», — предложила эксперт.
Идею создания типового положения по размещению наружной рекламы активно поддержали представители бизнеса. «Муниципалитетам и особенно Челябинску остро необходимо разработать понятие «архитектурно-художественный облик», — уверен председатель Ассоциации рекламных компаний и агентств Челябинска Олег Гришанков. — Хотелось бы, чтобы эта работа была совмещена с созданием новой схемы размещения рекламных конструкций. К этому процессу могли бы подключиться архитекторы районов города и на карте Челябинска обозначить исторически значимые участки, где нельзя размещать рекламные конструкции. Думаю, что в результате необоснованные отказы на размещение рекламы будут исключены».
В сфере рекламы давно пора наводить порядок, согласен начальник управления по торговле и услугам администрации Челябинска Сергей Березуев. «Мне не совсем понятно содержание определения «сложившийся облик архитектурной застройки», которым оперируют специалисты-архитекторы. Нужно сделать так, чтобы оно было понятно всем», — отметил Березуев.
В итоге экспертный совет принял решение организовать рабочую группу на площадке челябинского УФАС и в самое ближайшее время определиться с ее составом. «Нам нужно найти компромиссный вариант решения этих непростых проблем, причем не через конфликты и суды, а путем создания такой правовой базы, которая создаст комфортные условия для бизнеса. Мы увидели готовность к диалогу со стороны муниципальных властей, их желание слушать предпринимателей. Думаю, в ближайшее время мы разработаем механизмы решения проблем по рекламным конструкциям и вывескам», — подвел итоги встречи Александр Гончаров.
В Челябинске насчитывается около 4 тысяч рекламных конструкций, которые приносят в городской бюджет около 180 млн рублей в год.
Поделиться