Нестандартные маневры. В Челябинске осваивают ремонт новых серий локомотивов

22 Ноября 2018 Автор: Андрей Темников Фото: предоставлены пресс-службой ЧЭРЗ
Нестандартные маневры. В Челябинске осваивают ремонт новых серий локомотивов


Челябинский электровозоремонтный завод (ЧЭРЗ, входит в Группу компаний «ЛокоТех») проводит масштабную модернизацию производственных мощностей с целью освоения ремонта радикально новых серий локомотивов.

ЧЭРЗ многосерийный

ЧЭРЗ занимается сервисным обслуживанием тягового подвижного состава, ремонтирует узлы и агрегаты локомотивов, выпускает для них запчасти. Многие годы основным направлением производства на ЧЭРЗ был ремонт грузовых локомотивов постоянного тока серий ВЛ10, ВЛ11, ВЛ15. По сути, на сегодняшний день ЧРЭЗ остался единственным заводом в России, где ремонтируют локомотивы этих серий. А в 2016 году ЧЭРЗ приступил к освоению ремонта электровозов переменного тока ВЛ80с — принципиально других и по роду тока, и по составу оборудования, и по конструктивным решениям.

ЧЭРЗ_Юрий-Иванович-Зайцев_директор-ЧЭРЗ.jpgИменно освоение новых видов ремонта является первостепенной целью предприятия, поскольку это даст хороший толчок для дальнейшего развития, отмечал ранее директор ЧЭРЗ Юрий Зайцев. «Под новой продукцией я подразумеваю тяговые двигатели, асинхронные вспомогательные машины, колесные пары и различное нестандартное оборудование, — пояснил он. — Мы стремимся к расширению производственной номенклатуры».

Освоение ремонта новых серий локомотивов может занимать от трех до пяти лет, причем эта работа требует серьезных изменений в технологической цепи, переоборудования цехов, серьезных финансовых затрат и дополнительного обучения персонала. Два электровоза ВЛ80 на ЧЭРЗ отремонтировали еще в 2016 году, после чего перед заводом была поставлена задача наладить непрерывный процесс восстановления таких машин ко второму полугодию 2017-го. Это было очень сложно, поскольку два электровоза на одной линии очень тяжело совмещаются без ущерба производству, это совершенно другая концепция организации работы. Однако подразделения завода научились совмещать в графике разные серии.

ЧЭРЗ_НАПОЛЬСКИХ-АНТОН-АЛЕКСАНДРОВИЧ-ГЛ-ТЕХНОЛОГ.jpgПо словам главного технолога ЧЭРЗ Антона Напольских, челябинский завод демонстрирует хорошие темпы по освоению ВЛ80с, значительно опережая родственный завод в Ярославле, перед которым поставлена аналогичная задача. «Сначала были освоены тяговый двигатель, и только после этого мы приступили к освоению ремонта самого локомотива, — рассказывает Антон Напольских. — Сейчас мы осваиваем такие компоненты электровоза ВЛ80, как тяговый трансформатор и асинхронные вспомогательные машины. Раньше завод никогда их не ремонтировал, поэтому сейчас мы создаем мощный цех по восстановлению именно тяговых трансформаторов ОДЦЭ5000/25Б для электровоза ВЛ80с. Пиковая мощность участка — до трехсот трансформаторов в год».

Параллельно ЧЭРЗ продолжает осваивать локомотив постоянного тока 2ЭС4К «Дончак», который также имеет конструктивные отличия от ВЛ10: он по-другому спроектирован, оснащен другим оборудованием. Антон Напольских обращает внимание на то, что ремонт имеет свою градацию в зависимости от степени износа оборудования. «Новый локомотив предполагает один объем ремонта, а через пять-шесть лет этим электровозам нужен будет более глубокий, капитальный ремонт, — отмечает он. — Мы на сегодняшний день освоили 2ЭС4К среднего ремонта».

Электровозы-ЧЭРЗ-(1).jpg

Инвестиционные запросы

С каждым годом парк заводского оборудования стареет, а поскольку с января 2018 года ЧЭРЗ перешел на ЧЭРЗ_Главный-инженер-Веретенников-Игорь-Геннадьевич.jpgкруглосуточный режим работы, оборудование загружено еще больше. По словам главного инженера Игоря Веретенникова, инвестиционная программа ЧЭРЗ на текущий год предусматривала серьезный объем финансирования на обновление оборудования, а на 2019 год запрос на финансирование уже втрое больше.

Особое внимание ЧЭРЗ уделяет колесному и механическому цехам, так как именно там расположено оборудование для основных работ. При этом, как отмечает Игорь Веретенников, сохраняется высокая зависимость от импорта. Например, в колесный цех приобретается новый вертикально-сверлильный станок производства Германии, в России такие просто не выпускают. Также ЧЭРЗ покупает зубофрезерные станки с ЧПУ корейского производства.

Основные позиции инвестиционной программы ЧЭРЗ на 2019 год — это освоение ВЛ80 и 2ЭС4К «Дончак», а также строительство собственной модульной котельной и быстровозводимого здания для расширения поточной линии ремонта электровозов. «И теперь у нас на подходе электровоз 2ЭС6 «Синара», — добавляет Игорь Веретенников.

«Пробный» локомотив постоянного тока 2ЭС6 № 004 производства ГК «Синара» уже стоит на ЧЭРЗ, заводчанам в этом году предстоит начать освоение и этой серии. Среди особенностей 2ЭС6 есть и принципиально новые для челябинцев, в частности, механическая часть.

Электровозы-ЧЭРЗ-(8).jpg

Визуализация контроля

С начала этого года на ЧЭРЗ внедряется компьютерная система «Электронный паспорт ремонта локомотива», которая отслеживает статус выполнения работ по ремонту локомотивов, оценивает продолжительность работ, а также фиксирует типичные замечания, возникающие на каждом из этапов.

Эта система уже несколько лет успешно работает на ЛВРЗ в Улан-Удэ, и теперь принято решение транслировать этот опыт на все заводы группы «ЛокоТех». «Это стратегический план ремонта локомотивов на месяц, график, который переведен в цифру, — рассказывает Антон Напольских. — Основной принцип электронного паспорта заключается в том, что ремонт локомотива может видеть любой работник завода или управляющей компании в онлайн-режиме».

Суть в том, что весь цикл работ разбивается на позиции, для каждой из них определяется свой перечень действий. При переходе локомотива с этапа на этап происходит приемка-передача работ: одна бригада отмечает, что она выполнила те работы, которые от нее ожидались в соответствии с чек-листом, а принимающая сторона отмечает, что работа выполнена качественно, претензий к ней нет. Все это фиксируется в электронном паспорте, то есть контроль за выполнением операций становится визуальным.

«При этом важно, что с внедрением этой системы меняется алгоритм расчета показателей премирования исполнителей, — продолжает главный технолог. — Коэффициент ритмичности оценивает своевременность выполнения работ бригадами, а коэффициент качества будет оцениваться исходя из наличия замечаний или брака, выявленного по итогам выполнения работ бригадами. Новый порядок расчета показателей премирования уже действует на ЧЭРЗ с июня этого года. В целом все это позволяет оптимизировать производство и повысить его эффективность».

Вообще, ЧЭРЗ сегодня находится на пороге масштабной прогрессивной трансформации, в рамках которой внедрение системы электронного паспорта может расцениваться лишь как малая ее часть. Сейчас завод в процессе перехода на цифру всей управленческой структуры — предполагается, что система оперативного управления производством (ОУП) откроет новую эпоху в развитии завода. «Ключевые преимущества внедрения ОУП — это своевременное планирование ремонта секций и линейного оборудования, выпуска запасных частей и ЧЭРЗ_Кузьменко.jpgполуфабрикатов и одновременно оперативная реакция на изменения, контроль выполнения графика ремонта, — рассказывает директор по операционной деятельности ЧЭРЗ Виталий Кузьменко. — Это даст сквозной анализ плановой и фактической стоимости работ в разрезе объектов ремонта и конкретных затрат, централизацию лимитов выдачи ТМЦ и контроль за процессами онлайн. В результате завод получит возможность экономить средства и повысить свою эффективность».

Подробнее о внедрении ОУП на заводе мы расскажем в ближайших выпусках «ЮП».

В 2018 году ЧЭРЗ прошел аудит по международной системе менеджмента и получил сертификат соответствия требованиям ИСО/ТС (ISO/TS).

12.12.2018 | 12:40
Возможно ли стройка без «долевки»? Что ждет рынок жилья Челябинской области

Какие перемены происходят в стройкомплексе Южного Урала с переходом от долевого строительства к проектному финансированию? И приведут ли они к повышению качества и доступности жилья?

07.12.2018 | 15:19
Олег Молев: «В Челябинской области растет кредитная активность бизнеса»

Почему банки блокируют счета предпринимателей и физлиц и как с этим бороться? Какова ситуация на рынке кредитования малого и среднего бизнеса? Много ли мошенников на финансовых рынках сегодня? На эти и другие вопросы ответил руководитель Отделения Челябинск Уральского ГУ Банка России Олег Валентинович Молев.

12.12.2018 | 10:40
ВСМ Челябинск — Екатеринбург готова к началу проектирования

Высокоскоростная железнодорожная магистраль между Челябинском и Екатеринбургом готова к началу проектирования.

11.12.2018 | 15:49
Вернуть воду природе. Как эффективная экономика помогает сохранять экологию

Ошибочно считать, что теплоэнергетика как-то серьезно влияет на воду, которую ТЭЦ берут из рек и озер, а потом, после ее использования в производственных циклах, частично возвращают обратно. Как раз наоборот: по данным лабораторных исследований, вода возвращается в родной источник даже в более чистом виде.

Новости   
Спецпроекты