В Челябинск рвутся федеральные сервисы доставки продуктов
О намерениях зайти в Челябинск до конца этого года заявил сервис экспресс-доставки продуктов Instamart c головным офисом в Москве, ранее аналогичные планы озвучивал его главный конкурент, сервис iGoоods из Санкт-Петербурга.
Instamart — это сервис экспресс-доставки продуктов из магазинов Metro Cash&Carry, «Лента», «Ашан» и «ВкусВилл», который был основан бывшими инвестиционными аналитиками — Петром Федченковым и братьями Андреем и Дмитрием Жулиными. Instamart зарабатывает на скидках от магазинов за объемы закупки, платной доставке заказов и рекламе от производителей продуктов питания. Его модель скопирована с американского проекта Instacart. Сервис работает в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Нижнем Новгороде, Ростове и Екатеринбурге.
Ранее об аналогичных намерениях заявил петербургский сервис iGooods, который доставляет продукты из гипермаркетов «Лента», Metro Cash&Carry, «Карусель», «ВкусВилл», Prisma, SPAR, Selgros и SuperBabylon. На Южном Урале присутствуют три из этих сетей.
«Мы рассчитываем, что оборот iGooods по итогам 2019 года вырастет в три раза. При этом долгосрочная стратегия компании предусматривает, что при сохранении таких темпов через четыре года товарооборот сервиса должен достигнуть 100 млрд рублей», — сообщал ранее сооснователь и управляющий iGooods Григорий Кунис.
Сервис iGoоods уже работает в Москве, Петербурге, Казани, Белгороде, Оренбурге и Сургуте. До конца года компания планирует зайти во все города-миллионники, в том числе в Челябинск. iGoods будет развиваться преимущественно по франшизе. В каждый город компания инвестирует от 3 до 6 млн рублей.
Челябинский рынок доставки продуктов питания из супермаркетов пока еще находится в зачаточном состоянии. Несколько компаний, работавших в этом сегменте, закрылись. Заглохли аналогичные проекты торговых сетей «Проспект» (ушла с рынка в 2018 году) и «Молния»/SPAR.
«В SPAR похожий проект достаточно длительное время разрабатывался, пару-тройку месяцев тестировался, но так и не был реализован в полном объеме. Кроме доставки, он предусматривал возможность предзаказа, чтобы покупатель мог заехать в магазин за покупками в удобное для него время. Но дело не пошло. Думаю, потому что было мало опыта работы именно в таких проектах. И специалистов, работающих по таким схемам, в Челябинске не было. Учиться было не у кого», — рассказала эксперт по ретейлу Мария Анохина, экс-руководитель проектного отдела ТС Spar в Челябинске.
Однако нельзя сказать, что это абсолютно свободная ниша в Челябинске. Например, подобную схему доставки использует «Яндекс.Такси». В 2018 году на рынок вышла фирма «Дрим», занимающаяся доставкой продуктов питания и товаров для дома. Директор компании «Дрим» Петр Мальцев не боится обострения конкуренции.
«Количество магазинов измеряется тысячами, у каких-то сервисов доставки будут свои плюсы, у других свои, — говорит он. — У них [Instamart] очень много шаблонных решений. Например, предлагают купить килограмм сладкого перца из «Ленты». А полкилограмма уже нельзя. Так что у федералов немного другие задачи, им не до мелочей. Поэтому в каких-то частностях они могут уступать конкурентам. Возьмем, к примеру, «Красное и белое» и «Мавт». «К&Б» круче, но «Мавт» продолжает существовать, потому что у них свои плюсы».
Местному бизнесу не стоит пытаться наладить сотрудничество с крупными сетями по доставке продуктов, считают эксперты. Во-первых, крупный ретейл утвердит эти схемы и договорится с сервисами по доставке (если будет такая необходимость) на федеральном уровне, то есть в Москве, Петербурге или в Краснодаре, где находится головной офис «Магнита». Собственно, так и происходит в случае с Instamart и iGоооds.
«Во-вторых, местные игроки не располагают необходимыми техническими возможностями. А вот экспресс-доставка суши и пиццы может стать приемлемым вариантом для регионального бизнеса. Сети такого формата, как правило, имеют свои службы доставки, но им было бы выгоднее передать эту функцию на аутсорсинг», — считает Мария Анохина.
Поделиться