Дамы в Думе
В Государственной Думе РФ есть законопроект-долгожитель. Он принят в первом чтении еще в 2003 году, однако дальше до сих пор не продвинулся...
В Государственной Думе РФ есть законопроект-долгожитель. Он принят в первом чтении еще в 2003 году, однако дальше до сих пор не продвинулся. Полностью называется документ так — проект федерального закона «О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин». А недавно там же, в Госдуме, прошел круглый стол, посвященный проблеме увеличения представительства женщин в Федеральном Собрании. Представляем вам одну из участниц — председателя совета общественного движения женщин Челябинской области Наталью Кустову.
— Россия по представительству женщин в структурах власти очень отстает, — заверила первым делом Наталья Васильевна. — В США, например, представительство женщин в органах власти составляет 33 процента, в Канаде — 26, в Австралии — 25. В России этот показатель равняется 15,5 процента. В госслужбе среди руководителей высшей группы всего двадцать процентов женщин. В бизнесе малом и среднем столько же. А в бизнесе высокого уровня — считанные единицы.
Конечно, за период с 2003 года в правительстве страны появились уже женщины-министры — сразу три. И в губернаторском корпусе — Валентина Матвиенко и Наталья Комарова (губернатор Ханты-Мансийского автономного округа). В Госдуме пятого созыва по сравнению с предыдущим составом стало на двадцать женщин больше. Но этого все равно недостаточно!
— С принятием закона что-то изменится?
— Надеемся, исчезнет дискриминация женщин в производственной сфере. Это выражается сегодня в более низкой зарплате, ограничениях в карьерном росте, возрастной дискредитации… Второе, что должен изменить закон, — отношение к женщине в политике. Пока нас туда усиленно не пускают. Хотим установить квоту на присутствие женщин в структурах политической власти. И третье зло, которое надеемся пресечь с помощью этого закона, — насилие в семье. От него еще очень страдают наши женщины, порой не осознавая, что это — прямое нарушение прав человека. Такое нельзя допускать.
Есть в законопроекте и положения, призванные покончить с дискриминацией в отношении мужчин. Например, им обещается двухнедельный оплачиваемый отпуск в течение шести месяцев после рождения ребенка. Будут пересмотрены правила в отношении разводящихся родителей. Сегодня ребенок по определению остается с матерью. Права мужчины при таком подходе нарушаются.
В нашем обществе до сих пор бытует мнение, что только мужчина может исполнять роль руководителя. Согласна, политическая деятельность всегда была средой господства мужчин, поэтому, наверное, и впечатался в общественное сознание стереотип: быть политиком, руководителем — неженское дело. Хотя, если объективно судить, наши женщины давно уже участвуют и в общественной, и в политической, и в профессиональной жизни. При этом они на треть получают более низкую зарплату, чем мужчины. В мире показатель этого разрыва пятнадцать процентов, в России — тридцать шесть процентов. Среди руководителей и работодателей только одна треть — женщины. Но самая большая беда — низкое представительство женщин на уровне принятия государственных решений.
— Почему тогда говорят, что сейчас депутат-женщина — модный тренд, что в Госдуме предстоящего шестого созыва женщин будет больше, чем когда-либо… А ваш прогноз?
— Участники круглого стола настоятельно рекомендовали партиям рассмотреть вопрос о включении в списки кандидатов на выборах в Госдуму шестого созыва не менее сорока процентов женщин (некоторые настаивают на пятидесяти). А также призывали к соблюдению очередности мужчин и женщин в списке кандидатов.
— Все же не очень понятно, почему законопроект тормозится…
— Есть мнение, что это очень философский для России закон. А некоторые говорят даже — «слишком шикарный для России». Это сфера прав человека. Мы только-только начали осознавать свои права. А на Западе этот процесс — осознания своих прав и свобод — наблюдался в XIX веке.
Кстати, на заседании присутствовал лидер ЛДПР Владимир Жириновский. В свойственной ему задиристой манере он обвинил женщин в… развале Советского Союза и высокой степени смертности среди российских мужчин. Но уходя, он все же заверил: «Я буду голосовать за принятие этого законопроекта во втором чтении!».
— И все же, зачем женщинам идти в политику? Могут ли, например, они предложить свою концепцию модернизации страны?
— Речь не о новой концепции, а о лоббировании интересов женщин и семьи. За счет того, что женщин практически нет в ветвях власти, в стране двадцать лет не может решиться ни вопрос с алиментами, ни вопрос о бытовом и сексуальном насилии, ни вопрос о дискриминации на рынке труда! Да и сам по себе вопрос о том, зачем женщинам идти в политику, выглядит, знаете ли, дискриминационно.
ИРИНА БОГДАНОВА
Поделиться