Горячая линия Минздрава для вернувшихся из-за границы: 8 (351) 240-15-16. 
Оперативная информация по коронавирусу в мире, стране и регионе.

Попасть в сети и не запутаться. Зачем челябинцу белорусский кефир и египетская картошка?

9 Августа 2011
Попасть в сети и не запутаться. Зачем челябинцу белорусский кефир и египетская картошка?

Как увеличить долю продуктов местных производителей на прилавках южноуральских магазинов? Об этом за круглым столом, который проходил в рамках выставки «Агро-2011», поговорили пищевики и представители торговых сетей.

Как увеличить долю продуктов местных производителей на прилавках южноуральских магазинов? Об этом за круглым столом, который проходил  в рамках выставки «Агро-2011», поговорили пищевики и представители торговых сетей.

Речь шла о заходе в сети именно крупных фермеров и предприятий. Понятно, что небольшие крестьянско-фермерские хозяйства, которые хотели бы наладить сбыт в супермаркетах, не выдерживают конкуренции с крупными пищевиками хотя бы из-за объемов поставок. И доступ на рынок мелких производителей молока, яиц, мяса, овощей, к примеру, с помощью работы потребительских кооперативов, — это тема отдельного разговора.

Цена — еще не экономия

Среди причин, которые мешают местному продукту продаваться в супермаркетах, сетевики называют отсутствие у производителей профессиональных возможностей в продвижении товаров и логистике. Но в этом трудно обвинить, к примеру, Челябинский городской молочный комбинат, «крупную рыбу» на рынке молочной продукции.

Доля сетевого ритейла в продажах комбината — около 40 %. Но при этом, по словам Олега Мотова, заместителя генерального директора предприятия по продажам, идет постоянная борьба с категорийными менеджерами по вопросам ценообразования и прочим другим.

— Политика дискаунтеров — держать самую низкую цену, но нам все же удается выстраивать работу с ними, —говорит он.

Другая ситуация складывается у агрофирмы «Ильинка», местного производителя овощей.

— С сетями работать почти невозможно, — комментирует Николай Исаев, коммерческий директор агрофирмы. — Они, как правило, ориентируются исключительно на цену. Были ситуации, когда компания закупала у нас картофель разного калибра и по соответствующим ценам, а после у себя на складах смешивала более дорогой с дешевым. В результате — страдает наша репутация как производителя.

По опыту скажу, что дискаунтеры закупают дешевую некачественную капусту, но в конечном итоге покупатель выбрасывает в мусорное ведро 30 % такого продукта. Пересчитывая на деньги, выгоднее выставлять на прилавок хорошую капусту по цене на пару-тройку рублей выше, чем терять продажи после ухода части покупателей.

По словам Николая Исаева, экономия и низкая цена — понятия разные. Да, потребитель дискаунтеров весьма чувствителен к ценнику, но люди хотят не одних только низких цен, а хорошего соотношения цены и качества.

Лет пять назад «Ильинка» вместе с магазинами «Дикси» проводили эксперимент. В торговом зале выставили две корзины с картофелем. Одну — с мелким, по низкой стоимости, другую — с крупным, хорошего качества, но и подороже. Первые несколько дней продавалась в основном дешевая картошка, но через полтора месяца ситуация в корне изменилась. Корзина с более дорогим и крупным корнеплодом опустошалась в три раза быстрее, чем соседняя.

Возможно, супермаркетам, нужно расширять линейку таких товаров, с дифференциацией цен на них. «Ильинка» имеет оборудование для калибровки и расфасовки картофеля и других компонентов «борщевого набора» , если говорить языком ритейлеров. Агрофирма может поставлять нужный товар, и не потребуется ничего смешивать.

Что имеют — не хранят

С проблемой цены как абсолютного входного билета в дискаунтеры сталкивается и Челябинская птицефабрика.

— Мы неплохо работаем с сетями «Союз» и «Молния», но значительную часть продукции отправляем в Москву и Санкт-Петербург, хотя могли бы оставлять ее в регионе, — рассуждает Николай Солонович,заместитель генерального директора по сбыту и маркетингу ОАО «Птицефабрика Челябинская».

«Чепфа» — фабрика яичного направления, производит 1,7 миллиона штук яиц в день. Яйцо качественное, диетическое (такое, как записано в ГОСТе, хранится не более семи дней) — то, что нужно покупателю. Однако ряд супермаркетов закупают яйцо по более низкой цене, нередко без маркировки о дате производства, грязное.

В том, что такой продукт попадает на стол потребителю, челябинские птицеводы винят и огрехи в законодательстве. Свои предложения они уже оправили в Росптицесоюз. В частности, против фасовки и перефасовки своей продукции в непромышленных условиях. Еще они предлагают сократить срок реализации яиц с 30 до 20 дней, обязать всех производителей наносить на яйца дату выпуска.

Приоритет цены — не единственный кордон при входе в сети для местных пищевиков и фермеров. Производители жалуются, что сети не могут сохранить их продукт в том виде, в котором он выходит с «конвейера».

Именно по этой причине ушел из ритейла коркинский рыбзавод «Океан». Рыбу — копченую, соленую, в пресервах они готовят без консервантов, не считая соли и дыма. Такая без необходимых условий долго не пролежит. Продукцию рыбопереработчики теперь реализуют мелким оптовикам и планируют в скором времени запускать сеть фирменных магазинов.

В агрофирме «Ильинка» также недовольны условиями хранения овощей. Без минимального охлаждения они дрябнут и гниют за 3—4 дня.

— Задача магазина продавать, а не хранить, — считает Максим Гольдберг, директор филиала «Уральский» X5 Retail Group (супермаркеты «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель», в прошлом году компания приобрела сеть магазинов «Копейка»). — Холодильники для свеклы не предусмотрены. Наша система логистики выстроена так, что овощи должны распродаваться за два дня.

Максим Гольдберг добавил, что в своей должности он недавно, и сейчас разбирается в ситуации на территории Урала, а также пообещал наладить более эффективное общение с местными производителями.

Вмешается продкорпорация

Помочь местным фермерам и пищевикам планирует продкорпорация Челябинской области. По словам генерального директора Ирины Новиковой, продкорпорация реализует проект, который приведет натуральный качественный продукт в розницу и социальную сферу. Начали с молока, позднее возьмутся за мясо и овощи. Конкретной схемы сотрудничества с производителем Ирина Новикова не раскрыла, сославшись на рабочие моменты.

Продвижение качественного местного продукта выгодно и региональному минсельхозу.

— Несмотря на то, что крупные торговые сети имеют федеральную прописку, они прекрасно понимают, что сегодня без местной продукции у них не будет успеха, и наша задача — способствовать этому взаимодействию, — заявил начальник управления пищевой, перерабатывающей промышленности, регулирования агропромышленного рынка минсельхоза области Анатолий Малишевский. А после сказал не как чиновник, а как рядовой потребитель:

— Зашел недавно в магазин в Златоусте — и остановился от удивления: в витрине стоит кефир аж из Белоруссии! Непонятно, когда его изготовили. А должен продаваться наш, южноуральский — свежий и качественный.

Елена Подольская

фото Ярослав Наумков


Публикации на тему
  • Сегодня | 10:43
    Вокруг природы. Развитию туризма мешают земельные вопросы

    В Челябинской области структурировали работу по развитию туризма, сейчас власти региона приступают к проработке бизнес-планов. Одной из главных проблем чиновники называют отсутствие свободных земель вокруг потенциальных мест притяжения туристов.

  • 21.01.2021 | 11:06
    Невольные хлеба. Челябинские компании переводят работников на самозанятость

    Челябинские компании под шумок пандемии переводят работников на самозанятость, чтобы сэкономить на налогах. Такая схема оптимизации налогообложения противоречит закону, но ковидные ограничения помешали наработать практику выявления подобных нарушений, указывают юристы.

Новости   
Спецпроекты