Попасть в сети и не запутаться. Зачем челябинцу белорусский кефир и египетская картошка?

Как увеличить долю продуктов местных производителей на прилавках южноуральских магазинов? Об этом за круглым столом, который проходил в рамках выставки «Агро-2011», поговорили пищевики и представители торговых сетей.
Как увеличить долю продуктов местных производителей на прилавках южноуральских магазинов? Об этом за круглым столом, который проходил в рамках выставки «Агро-2011», поговорили пищевики и представители торговых сетей.
Речь шла о заходе в сети именно крупных фермеров и предприятий. Понятно, что небольшие крестьянско-фермерские хозяйства, которые хотели бы наладить сбыт в супермаркетах, не выдерживают конкуренции с крупными пищевиками хотя бы из-за объемов поставок. И доступ на рынок мелких производителей молока, яиц, мяса, овощей, к примеру, с помощью работы потребительских кооперативов, — это тема отдельного разговора.
Цена — еще не экономия
Среди причин, которые мешают местному продукту продаваться в супермаркетах, сетевики называют отсутствие у производителей профессиональных возможностей в продвижении товаров и логистике. Но в этом трудно обвинить, к примеру, Челябинский городской молочный комбинат, «крупную рыбу» на рынке молочной продукции.
Доля сетевого ритейла в продажах комбината — около 40 %. Но при этом, по словам Олега Мотова, заместителя генерального директора предприятия по продажам, идет постоянная борьба с категорийными менеджерами по вопросам ценообразования и прочим другим.
— Политика дискаунтеров — держать самую низкую цену, но нам все же удается выстраивать работу с ними, —говорит он.
Другая ситуация складывается у агрофирмы «Ильинка», местного производителя овощей.
— С сетями работать почти невозможно, — комментирует Николай Исаев, коммерческий директор агрофирмы. — Они, как правило, ориентируются исключительно на цену. Были ситуации, когда компания закупала у нас картофель разного калибра и по соответствующим ценам, а после у себя на складах смешивала более дорогой с дешевым. В результате — страдает наша репутация как производителя.
По опыту скажу, что дискаунтеры закупают дешевую некачественную капусту, но в конечном итоге покупатель выбрасывает в мусорное ведро 30 % такого продукта. Пересчитывая на деньги, выгоднее выставлять на прилавок хорошую капусту по цене на пару-тройку рублей выше, чем терять продажи после ухода части покупателей.
По словам Николая Исаева, экономия и низкая цена — понятия разные. Да, потребитель дискаунтеров весьма чувствителен к ценнику, но люди хотят не одних только низких цен, а хорошего соотношения цены и качества.
Лет пять назад «Ильинка» вместе с магазинами «Дикси» проводили эксперимент. В торговом зале выставили две корзины с картофелем. Одну — с мелким, по низкой стоимости, другую — с крупным, хорошего качества, но и подороже. Первые несколько дней продавалась в основном дешевая картошка, но через полтора месяца ситуация в корне изменилась. Корзина с более дорогим и крупным корнеплодом опустошалась в три раза быстрее, чем соседняя.
Возможно, супермаркетам, нужно расширять линейку таких товаров, с дифференциацией цен на них. «Ильинка» имеет оборудование для калибровки и расфасовки картофеля и других компонентов «борщевого набора» , если говорить языком ритейлеров. Агрофирма может поставлять нужный товар, и не потребуется ничего смешивать.
Что имеют — не хранят
С проблемой цены как абсолютного входного билета в дискаунтеры сталкивается и Челябинская птицефабрика.
— Мы неплохо работаем с сетями «Союз» и «Молния», но значительную часть продукции отправляем в Москву и Санкт-Петербург, хотя могли бы оставлять ее в регионе, — рассуждает Николай Солонович,заместитель генерального директора по сбыту и маркетингу ОАО «Птицефабрика Челябинская».
«Чепфа» — фабрика яичного направления, производит 1,7 миллиона штук яиц в день. Яйцо качественное, диетическое (такое, как записано в ГОСТе, хранится не более семи дней) — то, что нужно покупателю. Однако ряд супермаркетов закупают яйцо по более низкой цене, нередко без маркировки о дате производства, грязное.
В том, что такой продукт попадает на стол потребителю, челябинские птицеводы винят и огрехи в законодательстве. Свои предложения они уже оправили в Росптицесоюз. В частности, против фасовки и перефасовки своей продукции в непромышленных условиях. Еще они предлагают сократить срок реализации яиц с 30 до 20 дней, обязать всех производителей наносить на яйца дату выпуска.
Приоритет цены — не единственный кордон при входе в сети для местных пищевиков и фермеров. Производители жалуются, что сети не могут сохранить их продукт в том виде, в котором он выходит с «конвейера».
Именно по этой причине ушел из ритейла коркинский рыбзавод «Океан». Рыбу — копченую, соленую, в пресервах они готовят без консервантов, не считая соли и дыма. Такая без необходимых условий долго не пролежит. Продукцию рыбопереработчики теперь реализуют мелким оптовикам и планируют в скором времени запускать сеть фирменных магазинов.
В агрофирме «Ильинка» также недовольны условиями хранения овощей. Без минимального охлаждения они дрябнут и гниют за 3—4 дня.
— Задача магазина продавать, а не хранить, — считает Максим Гольдберг, директор филиала «Уральский» X5 Retail Group (супермаркеты «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель», в прошлом году компания приобрела сеть магазинов «Копейка»). — Холодильники для свеклы не предусмотрены. Наша система логистики выстроена так, что овощи должны распродаваться за два дня.
Максим Гольдберг добавил, что в своей должности он недавно, и сейчас разбирается в ситуации на территории Урала, а также пообещал наладить более эффективное общение с местными производителями.
Вмешается продкорпорация
Помочь местным фермерам и пищевикам планирует продкорпорация Челябинской области. По словам генерального директора Ирины Новиковой, продкорпорация реализует проект, который приведет натуральный качественный продукт в розницу и социальную сферу. Начали с молока, позднее возьмутся за мясо и овощи. Конкретной схемы сотрудничества с производителем Ирина Новикова не раскрыла, сославшись на рабочие моменты.
Продвижение качественного местного продукта выгодно и региональному минсельхозу.
— Несмотря на то, что крупные торговые сети имеют федеральную прописку, они прекрасно понимают, что сегодня без местной продукции у них не будет успеха, и наша задача — способствовать этому взаимодействию, — заявил начальник управления пищевой, перерабатывающей промышленности, регулирования агропромышленного рынка минсельхоза области Анатолий Малишевский. А после сказал не как чиновник, а как рядовой потребитель:
— Зашел недавно в магазин в Златоусте — и остановился от удивления: в витрине стоит кефир аж из Белоруссии! Непонятно, когда его изготовили. А должен продаваться наш, южноуральский — свежий и качественный.
Елена Подольская
фото Ярослав Наумков
Поделиться