Невероятно, но цены обрадуют

22 Августа 2011
Невероятно, но цены обрадуют

На Южном Урале стартуют осенние ярмарки овощей


На Южном Урале стартуют осенние ярмарки овощей

В Челябинске осенняя распродажа урожая начинается сегодня, а Магнитогорск сезонную торговлю откроет традиционно, первого сентября в 10 часов. Если раньше город предоставлял торговые места производителям Агаповского, Верхнеуральского, Кизильского и Нагайбакского районов, то этой осенью к ним присоединится Абзелиловский район соседней Башкирии и овощеводы Оренбургской области.

Лицом к лицу


Ярмарка разместится на 12 торговых площадках — на всех крупных рынках и наиболее оживленных площадях. Для решения всех организационных вопросов на этой неделе руководство города встретилось с сельскими производителями продуктов питания. Такие встречи стали традиционными, и в этом году никаких изменений в организации торговли не ожидается.


В осенних ярмарках наиболее полно совпадают интересы города и села. Власти Магнитогорска делают все необходимое для обеспечения жителей города картофелем и овощами без посредников и, соответственно, по максимально низким ценам. Город предоставляет селу бесплатные торговые места, гарантирует порядок организации торговли, контролирует качество продуктов. Селу такая работа приносит ту прибыль, которую раньше присваивали перекупщики.

В конечном счете это делает производство картофеля и овощей рентабельным. Кроме того, производитель и покупатель встречаются, как говорят, лицом к лицу, и в этом случае торговля становится простой и понятной при качественном товаре. Ни один производитель не решится предложить потребителю бракованную продукцию. Этим самым он может навсегда потерять самое ценное — доверие, которое приобреталось десятилетиями.

Создать запасы каждому


Таковы теоретические цели. На практике они немногим отличаются от поставленных задач. Однако, по мнению главы Магнитогорска Евгения Тефтелева, необходимо по максимуму использовать возможности для обеспечения населения основными продуктами питания по низким ценам и постоянно совершенствовать экономические отношения города и села.

— Обычно на ярмарки мы отводим два месяца,— говорит глава города Евгений Тефтелев.— В прошлом году торговлю продлили на две недели. И в этом году торговля урожаем будет продолжаться до тех пор, пока будет спрос и позволять погода. Главная задача состоит в том, чтобы дать возможность каждому создать необходимые запасы картофеля и овощей до следующего урожая с минимальными затратами.

Для этого мы увеличиваем торговые площади, делаем их наиболее удобными для жителей города. Предоставляем отдельные места и для пенсионеров, которые могут беспрепятственно предложить излишки выращенных продуктов питания.

Цифры рождают вопросы


Здесь необходимо напомнить, что именно Магнитогорск стал инициатором подобной торговли без посредников. Она ежегодно позволяет сберегать потребителю десятки миллионов рублей, которые раньше оседали в карманах перекупщиков. По официальным данным осенью прошлого года на ярмарках было реализовано немногим более 10 тысяч тонн картофеля и овощей. Из этого количества 35 процентов приходится на картофель.


По мнению селян к этим цифрам следует относиться осторожно. Только один Агаповский район в прошлом году реализовал не менее 20 тысяч тонн картофеля и овощей. Часть этой продукции хозяйства района отправили за пределы области, но более половины отдали Магнитогорску. Кроме того, тысячи тонн своей продукции в город завезли хозяйства Верхнеуральского, Кизильского и Нагайбакского районов.Количество товаропроизводителей растет, но по итоговым цифрам этого не видно.


Уместно напомнить, что в советские времена только один Агаповский район каждую осень поставлял в Магнитогорск 18 тысяч тонн картофеля. С того времени меньше есть не стали. Поэтому село не без оснований предполагает присутствие на ярмарке перекупщиков со своим теневым оборотом. В администрациях районов города эти предположения категорически отвергают, но вопросы о перекупщиках поднимаются с постоянной настойчивостью, и на них все-таки придется обратить внимание.

Два пути борьбы за цены


Это можно осуществить по двум направлениям. Прекратить доступ  перекупщикам на ярмарки можно с помощь областного реестра сельскохозяйственных производителей, в котором значатся все производители картофеля и овощей, в том числе и на арендованных землях. Пока основным документом для участия в ярмарке являются справки глав районов и сельских поселений. Но подлинность таких справок вызывает сомнения. К тому же в Агаповском районе, по утверждению начальника управления сельского хозяйства Александра Вахрушева, таких справок не выдают. И в других районах такими документами себя не обременяют. Второй путь нейтрализации перекупщика заключается в ценовой политике.


Ярмарки организованы для низких цен. Они должны быть ниже, чем в торговых сетях. Это обязательное условие городских властей. Но соблазн получить больше сохраняется, за что в прошлом году у четырех сельскохозяйственных производителей были отозваны разрешения на торговлю. Без этого досадного исключения, село работает по низким ценам. В этом году впервые за все время существования ярмарок ожидается значительное понижение цен на все виды картофеля и овощей. Снижаются цены и на зерно, но в розничной торговле снижения цен на хлеб мы не увидим. Сезонная торговля живет по своим законам.


В интересах города и производства

— В этом году урожай созрел раньше, и мы уже начали вывозить в Магнитогорск свою продукцию,— говорит директор ЗАО «Агаповское» Николай Москалев.— Сегодня можно с уверенностью говорить о значительном, по сравнению с прошлыми годами, снижении цен на картофель и овощи. Окончательные цены установит рынок, но сейчас картофель мы будем предлагать по 12 — 14 руб­лей за килограмм, по такой же цене вывезем морковь, свеклу предполагаем продавать по 10—12 рублей, а лук —  по 20.

Цена на капусту выше 6 рублей за килограмм не поднимется. При этом, речь идет о предельных ценах. Во время ярмарки мы не исключаем дальнейшего понижения цен. С большой долей вероятности это произойдет не только в целях реализации своей продукции, но и для борьбы с перекупщиками. Мы в любой ситуации будем работать по более низким ценам. У нас есть все возможности и запас продукции, чтобы формировать свою ценовую политику в интересах города и собственного производства.


Проблемы электронных аукционов


Если на ярмарке все наглядно, то в социальную сферу путь сельскохозяйственным производителям резко осложнился. Заработали электронные аукционы, но доступ к ним сельским производителям остается закрытым. Постепенно социальная сеть Магнитогорска выходит из обеспечения местной продукцией. Более того, даже в самом «овощном» Агаповском районе электронный конкурс без участия местных производителей выиграла неизвестная фирма из другого региона.

Все производители в недоумении — как такое стало возможным? Не повторится ли прошлогодняя история, когда из Агаповского района сотнями тонн отправляли картофель и овощи в Поволжье, Оренбург и Уфу, а в Магнитогорск завозили картофель из Тюмени. К середине зимы он начал загнивать и его вывезли на свалку.


Только из-за высокого качества с местными производителями стремятся работать в течение всего года и торговые сети Магнитогорска. Но такие примеры единичны. Теоретические партнеры ждут — кто первым проявит инициативу, а пока в торговые сети города за небольшим исключением сельскохозяйственную продукцию сомнительного качества завозят из других регионов.

Часто, по утверждению контролирующих органов, по поддельным документам. Поиск адресов бракованной продукции в этом случае невозможен, тогда как местные производители всегда рядом и хорошо известны. Но до всех торговых сетей они пока не дошли.

Виктор Струков,
Магнитогорск


Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты