Не бросайтесь тухлыми помидорами, или «Китайский вопрос» уральской деревни Потапово
Еткульские крестьяне не могут найти общий язык с китайскими овощеводами.
Еткульские крестьяне не могут найти общий язык с китайскими овощеводами. Жители деревни Потапово жалуются в блоге губернатора и пишут коллективные письма главе района, с просьбой разобраться с гостями из Поднебесной. Чем недовольны «потаповцы», выяснял корреспондент «ЮП».
Город теплиц
«Здравствуйте, хеллоу, нихао!» Китайский работяга, в грязной разорванной спецодежде, остановился было, непонимающе уставился на меня и снова попер ящик с помидорами к фуре. Две азиатки, вооруженные мотыгами, прошмыгнули мимо в «мотель» для маргиналов — д?линное деревянное строение с десятками кроватей, установленных в два ряда. Сутулый парнишка «упал» на телефон. Наверное, сообщил своему китайскому боссу, что в империю теплиц проникли чужаки.
— Нет, ну взяли и устроили свалку! — глядя на кучу гниющих помидор, возмущается наш экскурсовод, начальник отдела охраны окружающей среды Еткульского района Виктор Томм. — Они мусор не вывозят, а прямо на поле выбрасывают. А посмотрите на их лачуги — они же в этой антисанитарии и зимой, и летом живут. Ни туалетов у них, ни ванн, ни бань. А если эпидемия начнется? Чесотка, вши! Кто тогда отвечать будет?
Виктор Томм — бывший школьный учитель математики и экс-глава Коелгинского сельского поселения. Последние несколько лет (по долгу службы) его головная боль — экология. Когда в 2007 году в Еткульском районе появились жители Поднебесной, легкая боль переросла в мигрень. Потому что они, по его словам, осушают озера, разоряют птичьи гнезда в поисках провианта и, вообще, оставляют после себя «зону экологического бедствия».
— Китайцы не по-хозяйски ведут себя с нашей природой, губят ее, — говорит Виктор Томм. — Они занимают лучшие поля, потому что собственникам проще отдавать землю в аренду, а не растить на ней пшеницу. Проблема не в том, что они душат местных фермеров, а в том, что не работают в правовом поле. Если бы они жили по-человечески: платили налоги, строили нормальные дома, то вопросов бы не возникло. Пока же китайцы вне закона.
Водный коллапс
Тук-тук-тук, монотонно стучит дизель, ударяя по вискам. Синий шланг, похожий на гигантского питона, жадно высасывает воду из озера Кривое. Воняет соляркой.
В мае этого года в ходе прокурорской проверки у организации ООО «Беркана», нанявшей китайцев, было изъято семь подобных насосов, осушавших водоем. Средняя стоимость одного аппарата составляет шестьдесят тысяч рублей. Азиатские овощеводы смекнули, перестраховались и стали качать воду по ночам.
Стук дизелей не давал спать дачникам и жителям деревни Потапово, чьи дома находятся рядом с берегом. Местная молодежь даже ходила выяснять отношения с «шумными» гостями, но, к счастью, дело до драки не дошло. Вмешалась полиция.
— Бог с ним, с шумом, главное, что озеро почти выкачали, — объясняет свое видение ситуации «потаповец» Сергей Григорьев. — Прошлой весной глубина была два шестнадцать, а недавно замерили — всего девяносто сантиметров. Вода все лето цветет. А пацаны наши все равно купаться лезут, вот и ходят потом с язвочками.
Сергею Григорьеву пятдесят восемь лет. Он школьный учитель трудов и депутат Печенкинского сельского поселения. Григорьев рассказывает, что в деревне Потапово живут двести одиннадцать человек, что работы нет, что в сельском хозяйстве почти никто не задействован, а местные парни устраиваются в охранные предприятия в Еткуле.
— Мы не против китайцев, — говорит он словами Виктора Томма. — Ради бога, пусть работают. Но зачем озеро губить? Их насосы мальков засасывают, в итоге в водоеме рыба дохнет. У нас люди не злые. Будут жить по уму, им никто слова не скажет.
Социальная китайская ответственность
— Гниющие овощи закапывают и поля губят? Да, что вы такое говорите? — возмущается учредитель организации «Золотой улей» Виктор Еремин. — Это же самые лучшие органические удобрения, которые питают почву. Какая к черту выжженная земля? Мы после китайцев садили, так у нас в засуху тридцать центнеров зерновых выросло. Лучший урожай в районе!
«Золотой улей» сдает сто пятьдесят гектаров земли организациям ООО «Макао» (Китай) и ООО «Беркана» (Россия), работающими с жителями Китайской Народной Республики. Фермер Виктор Еремин — бывший начальник управления сельского хозяйства районной администрации. Он считает, что «китайский вопрос» надуман, и что местные власти просто негативно настроены против него лично.
— Озеро Кривое и в советские годы работало на сельское хозяйство, — говорит Еремин. — Только раньше из него поливали двести три гектара земли, а сейчас сорок два гектара. Понимаете разницу? К тому же, у организации «Беркана» есть решение на водопользование. За сезон они могут выкачивать шесть тысяч шестьсот кубометров воды (в министерстве промышленности и природных ресурсов Челябинской области эту информацию подтвердили. — Прим. авт.).
Если они берут больше, то надо разбираться с этим. Я предлагал, давайте поставим вешку, и если заметим, что они воруют воду, то до свидания. Я сам тогда лично буду участвовать в восстановлении озера. Но никто этим заниматься не захотел! А купаться в Кривом вообще запрещено, есть соответствующее распоряжение главы районной администрации.
По словам Еремина, китайцы бы рады работать в правовом поле и честно платить налоги, но местная власть им навстречу не идет.
— «Золотой улей» готов стать нанимателем азиатских овощеводов, сделать так, чтобы они соблюдали законы, — убеждает меня фермер. — Но нам не дают. Китайцы даже готовы были проявить социальную ответственность — бесплатно починить дорогу в Потапово, отремонтировать школу и сельский клуб, но районная администрация сказала, что ничего не надо. Насильно ведь мил не будешь!
Поле для переговоров
Позиция южноуральских властей в вопросе китайских овощеводов следующая: неприхотливые азиатские крестьяне своей работоспособностью могут помочь в преодолении упадка села. Если, конечно, будут выполнять все нормы российского законодательства. В таком ключе еще в прошлом году высказывался вице-губернатор Олег Грачев. «Немного видно желающих работать в «неразгиб» с 6:00 до 21:00 где-нибудь на прополке. Кроме разве что студентов», — заявил он тогда.
Аналогичное видение ситуации у еткульской администрации, и, как ни странно, у собственников земель и самих китайцев. Но если все хотят одного и того же, в чем тогда сыр-бор? Почему власть не хочет повернуться лицом к бизнесу, а бизнес лицом к власти? Впереди «непаханое поле» для переговоров. Настал момент взять в руки «дипломатический» инструментарий и начать искать компромиссы.
Василий Трунов,
фото Ярослава Наумкова
Поделиться