«Длинные деньги» легкими не бывают

2 Февраля 2012
«Длинные деньги» легкими не бывают

Если бы лет десять — пятнадцать назад любого из нас спросили о планах на будущее, мы бы просто развели руками. Какое будущее, когда не знаешь, что произойдет завтра, будет ли зарплата, не сгорят ли банковские вклады?

Государство должно гарантировать их сохранность и доходность


Если бы лет десять — пятнадцать назад любого из нас спросили о планах на будущее, мы бы просто развели руками. Какое будущее, когда не знаешь, что произойдет завтра, будет ли зарплата, не сгорят ли банковские вклады?

О «длинных деньгах», как о страховочном тросе в снегах, можно было лишь мечтать. Нам так не хватало предсказуемости в жизни.

Здравому смыслу шоу не нужно


Статья премьер-министра по ключевым вопросам экономической политики остудила многие горячие головы современности. Они не нашли в ней громких заявлений и революционных предложений. Разочаровавшись, сразу же упрекнули автора в том, что он повторяется с выступлениями прошлых лет, говорит об очевидных вещах и не предпринимает новых шагов.
Ох, уж эта пресловутая «решительность действий»! Щелкнул выключателем — и страна сразу стала конкурентоспособной. На предприятиях обновились станки, сами собой закатались в асфальт дороги, появились десятки тысяч новых высокооплачиваемых рабочих мест, а сырьевой характер экономики сменился продукцией высокого инновационного передела.
Здравый смысл говорит, что так не бывает. Поэтому статья Владимира Путина содержит главный тезис — ровное поступательное движение, чтобы реализовать когда-то начатые преобразования.


«Иметь экономику, которая не гарантирует нам ни стабильности, ни суверенитета, ни достойного благосостояния — для России непозволительно». Эта мысль родилась еще из реформаторской пены девяностых годов, когда страна стремительно утратила ключевые экономические позиции, деформировалась технологически. Она входила в мировую экономику под презрительные усмешки. Никто не собирался — да и сейчас не особо рвется — продавать нам, к примеру, технологические комплексы полного цикла или содействовать обороту инноваций.

Кредит доверия


Стране потребовалось почти десять лет, чтобы восстановить свою «кредитную историю», вернуть доверие инвесторов. Как только это произошло, началось масштабное обновление производства. В Челябинской области, например, именно на «длинных кредитах» началось строительство крупнейших станов на Магнитогорском металлургическом комбинате. «Длинные деньги» лежат в основе «белой металлургии» на ЧТПЗ. Возможность иметь под руками долгосрочные финансовые инструменты позволила открыть целый ряд новых предприятий и производств, укрепить малый и средний бизнес, создать, наконец, средний класс, «о необходимости которого так долго говорили».


По мысли Владимира Путина, сохранение экономической стабильности стало главным достижением последнего времени. Ее нужно ценить уже хотя бы потому, что она дает всем участникам современной российской экономики спокойно встать на ноги и уверенно развиваться дальше.

Возможность для каждого


Идея «длинных вложений» в статье премьер-министра варьируется по разным сферам жизни и экономики. В частности, правительством России уже взяты долгосрочные социальные обязательства в образовании, здравоохранении. Подготовлен проект закона о федеральной контрактной системе — государственные закупки должны обсуждаться публично, чтобы раз и навсегда изжить такой порок, как «откаты».


«Поддержка формирования «длинных денег» должна стать  приоритетом на ближайшие 10—15 лет», — пишет Владимир Путин. В качестве дополнительных мер предлагается более активно включать в процесс капитализации пенсионные и доверительные фонды, фонды коллективного инвестирования. Для развития честной конкуренции необходимо перестать «держать под колпаком» всевозможных органов сам бизнес, а все экономические дела и споры перевести в ведение арбитражных судов. В части налогового законодательства, по словам премьера, возможен дополнительный налог на престижное потребление — известный «налог на богатство».
Стабильное и поступательное развитие экономики, по мысли Владимира Путина, позволит максимально защитить людей от кризисных явлений и вместе с тем обновить все сферы хозяйственной жизни. Возможность такая у нас есть, и важно правильно ее использовать.

Виктор Петров

В своей очередной статье, опубликованной 30 января в газете «Ведомости», премьер-министр Владимир Путин ведет речь о новых экономических задачах для страны. Затронул он и тему налогообложения, отметив, что обеспеченные россияне должны дополнительно облагаться налогом. По словам Путина, основные решения должны быть приняты уже в этом году, чтобы со следующего владельцы дорогих домов и машин платили повышенные ставки налогов.

Игорь Витюк, председатель отделения «Опоры России» Красноармейского района:
— С точки зрения социальной справедливости, это вполне оправданные меры по усовершенствованию налогового законодательства. С оговорками — чтобы это предложение не превратилось в очередную кампанейщину, когда всех начнут стричь под одну гребенку. Нужен взвешенный, продуманный и дифференцированный подход. Однозначно оценивать это предложение пока сложно и по той причине, что нет законодательного проекта. И кто сможет объективно определить ту планку, которая отделяет достойную и комфортную жизнь от излишеств.

Вячеслав Скворцов, председатель Общественной палаты Челябинской области:
— Предложение Владимира Владимировича Путина, к которому я отношусь с большим уважением, на мой взгляд, спорное. К тому же нет пока и законодательного обоснования этого декларационного заявления. Нет и конкретного определения, что такое роскошь. Ведь роскошь — это расходы, которые во всем мире налогом не облагаются. У нас есть налог на доходы физических лиц, на имущество. И если в этот перечень добавится «роскошь», то это приведет к двойному и даже тройному налогообложению.

Иляна Балахонова, директор филиала ЮУрГУ в городе Кыштыме, кандидат экономических наук:
— Сам по себе налог на роскошь не позволит в желаемой степени осуществлять справедливое перераспределение доходов. Возникает ряд вопросов, на которые достаточно сложно однозначно ответить. Во-первых, что мы подразумеваем под роскошью? Во-вторых, кого облагать? При обсуждении данного вопроса ключевым моментом является высказывание о том, что налог на роскошь не должен задевать интересы граждан со средним уровнем достатка. В-третьих, какие меры будут предприняты для устранения возможного уклонения от налога или предоставления недостоверной информации о реальной стоимости имущества? Но инициатива ввести «налог на престижное потребление» вполне оправданна — в расчете на экономический эффект для регионов и бизнеса.

Андрей Лавров, блогер, кандидат философских наук:
— Главная проблема современной России не недостаток доходов или инвестиций, а колоссальный уровень социально— экономического расслоения (который и вызывает реальное, а не виртуальное противодействие). Поэтому налог на роскошь давно назревшая и бесспорно необходимая мера. Вопрос в том, смогут ли наши налоговые органы контролировать не только местные, но и зарубежные активы наших чиновников. Если да — это будет не только огромным дополнением к бюджету, но и колоссальным плюсом для имиджа власти.

Александр Подопригора, политолог, кандидат политических наук:
— Предложение о налоге на роскошь в том виде, в каком его часто формулируют кандидаты в своих предвыборных программах — без конкретики, на какие именно предметы роскоши и в каком размере, — чистой воды популизм. А вообще, идея это вполне здравая и давно работающая в демократических странах Запада. Америки здесь мы никак не открываем, только пора уже что-то сделать, а не только обещать.


Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты