Узнать о жалобе

30 Июня 2014
Узнать о жалобе

В сфере взаимоотношений с налоговыми органами у налогоплательщиков нередко возникают спорные ситуации, в результате которых рождаются возражения, претензии и жалобы на решения налоговых органов, а также на действия и бездействия должностных лиц налоговых органов, которые, по мнению налогоплательщиков, нарушают их права. О роли досудебного урегулирования налоговых споров мы беседуем с Татьяной Величко, заместителем начальника инспекции советником государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса.

 

В сфере взаимоотношений с налоговыми органами у налогоплательщиков нередко возникают спорные ситуации, в результате которых рождаются возражения, претензии и жалобы на решения налоговых органов, а также на действия и бездействия должностных лиц налоговых органов, которые, по мнению налогоплательщиков, нарушают их права. О роли досудебного урегулирования налоговых споров мы беседуем с Татьяной Величко, заместителем начальника инспекции советником государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса.

— Татьяна Владимировна, расскажите, пожалуйста, о причинах налоговых споров, чаще всего возникающих при взаимодействии с налогоплательщиками?

— Основными причинами налоговых споров являются: различное толкование норм налогового законодательства, отсутствие полной и детальной информации у налогоплательщика о порядке взаимодействия с налоговыми органами, необоснованный отказ налогоплательщику в возврате излишне уплаченного налога; бездействие должностных лиц, выразившееся в не направлении в установленный законом месячный срок ответов на обращения налогоплательщиков по вопросам разъяснения налогового законодательства и любым другим вопросам, некорректное поведение инспектора, принимающего или выдающего документы налогоплательщику.

— Какие меры принимаются налоговым органом для разрешения споров?

— В целях обеспечения защиты конституционных прав физических и юридических лиц во внесудебном порядке в структуре налоговых органов с 2006 года созданы и ведут работу подразделения досудебного аудита.

— Какие функции выполняет отдел досудебного аудита в инспекции?

— Основной функцией подразделений досудебного аудита в инспекциях Челябинской области является проверка обоснованности возражений налогоплательщиков по актам налоговых проверок, а также оценка жалоб налогоплательщиков, поступающих в Инспекцию, подготовка материалов по данным жалобам для дальнейшего направления их в вышестоящий налоговый орган, для рассмотрения по существу.

Таким образом, урегулирование налоговых споров возможно на стадии рассмотрения акта налогового органа, составленного инспекцией по результатам проведения выездной либо камеральной проверки, еще до вынесения решения о привлечении к налоговой ответственности (либо об отказе в привлечении к ответственности). На данной стадии налогоплательщик в соответствии с п. 6 ст. 100 НК РФ представляет возражения на акты налоговых проверок, в случае несогласия с фактами, изложенными в них, а также с выводами проверяющих.

Сотрудниками отдела досудебного аудита по результатам рассмотрения поступивших возражений составляется заключение об обоснованности (не обоснованности) поступивших возражений. Данное заключение доводится до заместителя начальника инспекции, который учитывает его при вынесении решения.

— В каких случаях налогоплательщик может обратиться в суд за защитой нарушенных прав?

— С первого января 2014 года введен обязательный досудебный порядок урегулирования споров. Акты налоговых органов ненормативного характера (решения о привлечении к налоговой ответственности и решения об отказе в привлечении к налоговой ответственности), действия или бездействия должностных лиц налоговых органов могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган.

При этом Налоговым кодексом РФ предусмотрена вторая стадия досудебного обжалования — добровольная, посредством обращения с жалобой в Федеральную налоговую службу России.

Таким образом, судебные органы в случае несоблюдения налогоплательщиком обязательного досудебного порядка урегулирования споров оставят без рассмотрения его исковое заявление.

— В течение какого срока налогоплательщик может обратиться с жалобой в вышестоящий налоговый орган?

— Сроки на подачу жалобы определены в зависимости от категории оспариваемого акта налоговых органов, действий (бездействий) их должностных лиц:

— 1 месяц в случае апелляционного обжалования не вступившего в законную силу решения налогового о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения с момента получения решения.

— 1 год в случае обжалования вступившего в законную силу решения налогового органа с момента получения решения, а в случае обжалования действий (бездействий) должностных лиц налогового органа с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав.

— В какой срок рассматривается жалоба?

— Жалоба на решение налогового органа рассматривается управлением в течение одного месяца со дня ее получения, но указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц для получения документов (информации) у нижестоящего налогового органа. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

Решения по иным жалобам принимаются вышестоящим налоговым органом в течение 15 дней со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения документов (информации) у нижестоящего налогового органа, но не более чем на 15 дней. Другим основанием продления срока является представление налогоплательщиком с жалобой дополнительных документов.

— Как получить информацию о ходе и результатах жалоб?

— Получить информацию о ходе и результатах рассмотрения жалоб, поступившую в Федеральную налоговую службу, возможно с помощью электронного сервиса «Узнать о жалобе» на сайте (www.nalog.ru) в разделе «электронные услуги».

Также на этом сайте создана и ведется рубрика «Досудебное урегулирование налоговых споров», где размещена информация о нормативной базе по досудебному урегулированию налоговых споров, а также ответы на часто задаваемые налогоплательщиками вопросы. В рамках данной рубрики освещены вопросы оформления жалоб, представлены их примерные образцы.

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты