Рудное тело идет в дело

11 Августа 2009

На Магнитогорский металлургический комбинат пошли вагоны с железной рудой, добытой на Теченском месторождении

На Магнитогорский металлургический комбинат пошли вагоны с железной рудой, добытой на Теченском месторождении.

Влили свежую кровь
Погода к торжествам не особо располагала: было не по-летнему холодно, небо обложено мрачными тучами, мелкий непрекращающийся дождь, порывистый ветер раскачивал длинноствольные березы. Но предусмотрительные организаторы праздника сделали все от них зависящее, чтобы люди, собравшиеся в лесу, более чем в десяти километрах от деревни Таскино, чувствовали себя желанными гостями: каждому выдали утепленную куртку, резиновые сапоги, каску. И открытие Сосновского рудника прошло в полном соответствии с принятым по таком случаю протоколом: с искренними поздравлениями, деловыми речами, теплыми аплодисментами, воздушными шарами, разрезанием красной ленточки. Бутылка шампанского разбилась с первого раза, и два мощных грузовика с железной рудой, натужно гудя, поднялись с десятиметровой глубины карьера… Счастливого пути!
Конечно, это были не самые первые самосвалы с сырьем для огнедышащих печей ММК, ведь, прежде чем начинать разработку месторождения, необходимо проверить все характеристики руды в производственных условиях. С этой целью уже добыто около четырнадцати тысяч тонн сырья.
— Магнетитовая руда с Теченской залежи отвечает всем нашим требованиям, — заявил исполнительный директор ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» Юрий Бодяев. — У нее высокий процент содержания железа, она не требует каких-либо корректировок в технологическом цикле комбината.
— Пуск Сосновского рудника означает для нашего предприятия новую жизнь, нам словно бы влили свежую кровь, — сказал директор ООО «Бакальское рудоуправление» Александр Кошкалда. — Это большое дело, осуществить которое без участия ММК было бы невозможно…

Планируется, что сейчас в карьере будут работать пять-шесть экскаваторов и тридцать — сорок БелАЗов или автомобилей другой марки, рассчитанных на 55 тонн. Работать круглые сутки, без выходных дней, кроме разве что Нового года. Грузовики доставят руду по специально проложенной дороге на станцию Муслюмово, она находится в 24 километрах от карьера. Отсюда сырье по железной дороге отправится в Магнитогорск, расстояние до которого всего 360 километров. Видите, насколько сокращается транспортное плечо по сравнению, скажем, с Белгородской областью, одним из поставщиков руды для ММК, и тем самым удешевляются расходы!
Событие, о котором идет рассказ, может быть, не столь масштабно, как, например, пуск стана 5000 на Магнитогорском металлургическом комбинате, случившийся около месяца назад, но чрезвычайно важно для экономики Челябинской области. Оно, безусловно, окажет влияние на весь южноуральский регион и, уверен, не только на него. Начало разработки Теченского месторождения магнетитовых руд — новая и заметная веха в укреплении сырьевой базы для железоделательного производства области, оно даст толчок к дальнейшему развитию ряда смежных отраслей, положительно скажется на финансовом состоянии Сосновского района. Наконец, это наш очередной ответ на глобальный экономический кризис, от которого Южный Урал в силу своей производственной специфики пострадал больше других регионов России. И что особенно знаменательно: на брошенный мировым катаклизмом вызов мы отвечаем в той самой экономической нише, где у нас произошел наибольший спад.

Большой рудник с большими перспективами
Разработка Теченской залежи — итог многолетней и многоплановой работы геологов, горняков, металлургов, ученых, экологов. Месторождение было открыто еще в 1950 году. Большую роль в его разведке и оценке запасов сыграл известный южноуральский геолог Иван Болмасов. Но залежь долгое время, что называется, лежала в запасе в качестве резерва главного командования и предназначалась Магнитогорскому и Нижнетагильскому металлургическим комбинатам.
— Магнитка обратила более пристальное внимание на Теченское месторождение в 1995 году, — говорит заместитель главного инженера ООО «Бакальское рудоуправление» Николай Ушаков. — Лицензия на разработку была выдана ММК в октябре 2003 года. В сентябре 2007 года комбинат переоформил лицензию на право освоения месторождения на ООО «Бакальское рудоуправление». Предполагаемая мощность четырех залежей — 71 миллион тонн руды при среднем содержании железа немногим выше 32—34 процентов. Есть и более богатые участки, где железа более 50 процентов. Именно это сырье поставляется сегодня в Магнитку.
Сосновский рудник, который пока является опытно-экспериментальным, рассчитан на 27 лет эксплуатации. В течение 2009 года планируется добыть 370 тысяч тонн сырья, в 2010 году — 500 тысяч тонн, а впоследствии, когда рудник выйдет на проектную мощность, — добывать по 2—2,5 миллиона тонн в год, что в конечном счете позволит получать 1,1—1,2 миллиона тонн аглоруды с содержанием 51 процент железа. Обогащение будет производиться здесь же, на этой площадке, методом магнитной сепарации. По оценкам специалистов, общая стоимость проекта — сто миллионов евро, планируется, что Сосновский рудник окупит инвестиции в него в течение семи-восьми лет. Со временем его борта за счет земель сельхозугодий (леса при этом будут сохранены) раздвинутся. Предполагаемая площадь карьера — 75 гектаров, он уйдет на глубину трехсот метров, а возможно, и ниже, каждые пятьдесят метров вглубь дают добавку в пять миллионов тонн руды.
Вскрышные работы осуществлял генеральный подрядчик — Южно-Уральская горная компания. Она не уйдет с объекта и в дальнейшем: будет руду добывать, дробить, обогащать, доставлять на железнодорожную станцию Муслюмово. Кстати, не исключено, что для этих целей будет специально проложена новая ветка к магистральным путям и построена новая станция. По крайней мере представители Южно-Уральской железной дороги, присутствовавшие на торжественном открытии Сосновского рудника, убедительно на этом настаивали. По их мнению, все можно сделать уже до конца 2009 года. Правда, собственных инвестиций в строительство этих объектов железнодорожники не обещали…
В начале 2008 года состоялась первая встреча руководителей Сосновского района и БРУ, в ходе которой оговаривались пути взаимодействия. Аналогичное соглашение было подписано с администрацией Кунашакского района, поскольку Течен-ское месторождение находится на границе этих двух районов. На Сосновском руднике будут работать люди из окрестных деревень: бульдозеристы, механизаторы — пока немного. Поскольку сложную импортную технику должны обслуживать специально подготовленные специалисты. Экскаваторщики должны быть горные, водители — прошедшие серьезную переподготовку. Сейчас в карьере занято 100—150 человек из подрядных организаций. При его выходе на проектную мощность число работающих возрастет до шестисот. Планируется использовать самые различные методы труда, в том числе вахтовый. Сюда будут приезжать горняки из Бакала, для них намечено обустроить вахтовый поселок, организовать горячее питание, позаботиться о досуге…

Не навреди и помоги!
А теперь о том, что, уверен, наверняка волнует читателей: как отразится разработка карьера длиной 1,2 километра и шириной 800 метров на окружающей природе, животном и растительном мире, всей экологии этой местности? Река Теча протекает всего в полутора километрах от бортов рудного месторождения, а озеро Калды, хотя и находится в немалом от него удалении, вдруг впоследствии с ним соединится под землей, и возникнет гидравлическая связь? Должен сказать, что аналогичные сомнения не давали покоя специалистам, которые готовили проектную документацию Сосновского рудника. Лишь когда была решена проблема Теченского каскада водоемов и исчезла опасность распространения воды, зараженной радиацией, было получено добро на разработку карьера. Озеро Калды, по мнению специалистов, пострадать не должно, проектом предусмотрены все варианты развития событий, и сейчас поступившие предложения проходят всестороннюю проверку. Что еще можно сказать по этому случаю? Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник? Наверное, это актуально не только для девятнадцатого века, но и для двадцать первого. Но не стоит забывать еще одну заповедь: не навреди!

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты