Горячая линия Минздрава для вернувшихся из-за границы: 8 (351) 240-15-16. 
Оперативная информация по коронавирусу в мире, стране и регионе.

Дайте нам возможность стоить качественно!

4 Сентября 2008

Города Южного Урала меняются. Ведется активное строительство, в том числе больших многоэтажных жилых комплексов и офисных центров, требующих совершенно иных подходов к безопасности и качеству построенных зданий.

Города Южного Урала меняются. Ведется активное строительство, в том числе больших многоэтажных жилых комплексов и офисных центров, требующих совершенно иных подходов к безопасности и качеству построенных зданий. Свои опасения и соображения по этому поводу «Южноуральской панораме» высказал почетный строитель России Юрий Каменец. Несмотря на то что некоторые утверждения старейшины профессионального сообщества строителей не бесспорны, мы их публикуем, в том числе и в расчете на то, что удастся зародить дискуссию по вопросу, который касается практически всех на Южном Урале.

up058.jpgВот что газете рассказал Юрий Каменец.

— Важнейший как для строительной отрасли, так и для всего общества вопрос безопасности и качества строительства и эксплуатации зданий и сооружений состоит из двух аспектов:

1. Безопасность и качество при производстве строительно-монтажных работ.

2. Безопасность построенных зданий, строений и сооружений в период их эксплуатации.

Раньше в сфере строительства действовали строительно-монтажные тресты и управления, которые в своем составе имели штатные единицы инженеров по технике без-опасности и инженеров по качеству работ. Тресты имели строительные лаборатории и учебные комбинаты, которые занимались обучением рабочих кадров, в том числе и правилам безопасного и качественного выполнения работ. Не говоря уже о целой системе профессионально-технических училищ строительно-монтажного профиля.

Все несчастные случаи и прецеденты некачественного выполнения работ расследовались, после чего делались выводы и рекомендации для недопущения подобного в дальнейшем. Но все это ушло в прошлое.

Сегодня на строительном рынке действуют застройщики-заказчики (работодатели) и большое количество небольших и средних строительно-монтажных организаций, выполняющих отдельные виды работ. Вопросы без-опасного исполнения и качества строительно-монтажных работ вызывают определенное беспокойство, поскольку в составе этих небольших и средних организаций отсутствуют специалисты по технике безопасности и качеству работ.

В строительных организациях и предприятиях бывшего Главюжуралстроя, в которых работало более 120 тысяч человек, количество смертельных случаев редко превышало десять человек в год, и каждый случай являлся ЧП. Сейчас цифры, даже публичные, значительно куда больше.

По законодательству за без-опасность и качество строительства зданий, сооружений отвечают производители работ (прорабы). Они отвечают также за соответствие построенных зданий и сооружений утвержденной проектной документации. В свою очередь качество которой также вызывает беспокойство у профессионального сообщества. Проблема усугубляется тем, что большинство проектных организаций в своем составе не имеют инженеров нормоконтроля. По данным работников региональной экспертизы проектной документации, они вынуждены тратить много времени на выработку замечаний, требующих полной переработки документации, после чего она вновь возвращается к ним по нескольку раз. Те же трудности возникают и при привязке проектной документации типовых или повторно применяемых объектов. Статья 49 Градостроительного кодекса исключает экспертизу проектной документации на ряд объектов, в том числе на объекты повторно применяемые, типовые и модифицированные, что увеличивает риски безопасности и качества этих зданий.

Влияние еще существующих органов лицензирования проектно-изыскательской и строительной деятельности на безопасность и качество объектов практически близко к нулю. Само лицензирование превратилось в сугубо формальное дело, которое обросло большим количеством испрашиваемых органом лицензирования бумаг, надобность в которых вызывает сомнение, но создает видимость кропотливой работы. Органы лицензирования не несли какой-либо ответственности, а сама лицензия практически не гарантировала качество и безопасность построенных зданий, сооружений. Не меньшие проблемы возникают и при эксплуатации зданий и сооружений, в том числе из-за неэффективности существующей системы ЖКХ.

Крайне отрицательно влияет на деятельность строителей и предприятий стройиндустрии отсутствие действенного органа отраслевого управления на уровне региона. Практически отсутствует орган технической политики, определяющий направления перспективного развития отрасли, подготовки и издания нормативных технических и технологических правил, организации подготовки кадров строителей. Нет органа, который мог бы координировать разработку региональных норм градостроительного проектирования, опережающего перспективного сбалансированного развития строительной индустрии региона, курирования вопросов безопасного и качественного ведения строительно-монтажных работ. Действующие в нашем регионе министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства и областное управление строительства и архитектуры, по моему мнению, порой показывают весьма малую эффективность. В нем не хватает профессионалов — строителей с достаточным опытом.

В государственных законодательных актах уже не употребляется понятие «Строительные нормы и правила (СНиП)», которые теперь являются рекомендательными. Да, есть необходимость пересмотра и корректировки градостроительных разделов этих норм — появились новые современные планировочные решения, материалы, конструктивные элементы и новые технологии, а норм, правил их применения нет. Это создает трудности как при проектировании и экспертизе проектной документации, так и при строительстве.

Все это не способствует развитию строительной отрасли. Поставленная задача в ближайшие годы строить не менее одного квадратного метра общей жилой площади на каждого жителя может оказаться неосуществимой из-за отсутствия необходимой строительной базы. И уже есть проблема с нехваткой квалифицированных рабочих кадров и инженерно-технических специалистов. Вскоре могут возникнуть проблемы с нехваткой строительных изделий.

Градостроительный и Земельный кодексы, прогрессивные по своей сути и направленные на решение государственных программ развития, в том числе программы строительства доступного жилья, вот уже три года не работают в полную силу. Причина — отсутствие ряда нормативных правовых актов региональных органов власти, издание которых предусмотрено статьями кодексов и законами о разграничении властных полномочий. По этой причине нет условий для создания конкуренции среди строительного сообщества и снижения стоимости жилья, нет прозрачного, ясного и понятного документооборота во взаимоотношениях чиновников властных структур с застройщиками, строителями, гражданами и юридическими лицами. Отсюда нигилизм в применении правовых актов, о чем не раз говорил президент России Дмитрий Медведев, и фактическое создание условий для коррупции.

Вступивший в действие закон Российской Федерации № 148-ФЗ «О внесении изменений с Градостроительный кодекс и некоторые законодательные акты Российской Федерации» устанавливает создание только самими строителями саморегулируемой организации строителей, которой государство передает полномочия по функционированию и регулированию строительного рынка. Этим законом даются решения вышеуказанных вопросов. Дело за областным политическим решением обеспечения выполнения закона.

Строительная отрасль является важнейшей государственной деятельностью. Экономика и ни одна другая отрасль без строителей обходиться и развиваться не могут. При этом решения вышеописанных мной проблем есть, и они вполне выполнимы. Для этого необходимо:

1. Ускорить подготовку и издание градостроительных правовых актов регионального и местного значения. Подготовить и издать простые и понятные не только юристам правила документооборота между органами управления, застройщиками, строительным сообществом, гражданами и юридическими лицами, а также правила, регламентирующие деятельность саморегулируемых организаций строителей.

2. Министерство инфраструктуры и дорожного хозяйства целенаправить на решение вопросов ЖКХ, эксплуатацию инфраструктуры, строительство и эксплуатацию автодорог.

3. Законодательно (либо постановлением правительства области) утвердить правила, в которых четко определить задачи, порядок работы и ответственность руководителей организаций коммунального хозяйства.

Все это вполне соответствует Конституции РФ и возможно сделать, было бы желание.

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты