Выборы-2009: Затишье перед бурей?

15 Августа 2008

В начале весны следующего года южноуральцам предстоит прийти на выборы в местные и муниципальные органы власти. Опыт предыдущей кампании в 2005 году показал, что именно муниципальные выборы таят в себе самые острые конфликты и могут заканчиваться весьма неожиданно. Наибольший интерес, как водится, вызывают выборы в Челябинске, где избирателям предстоит решить, кто станет главой города на ближайшие пять лет и каким будет состав нового созыва городской думы.

Дмитрий Моргулес   

В начале весны следующего года южноуральцам предстоит прийти на выборы в местные и муниципальные органы власти. Опыт предыдущей кампании в 2005 году показал, что именно муниципальные выборы таят в себе самые острые конфликты и могут заканчиваться весьма неожиданно. Наибольший интерес, как водится, вызывают выборы в Челябинске, где избирателям предстоит решить, кто станет главой города на ближайшие пять лет и каким будет состав нового созыва городской думы.

На днях Уральский аналитический центр (УрАЦ) — одна из авторитетных социологических структур Южного Урала — обнародовала результаты исследования электоральной активности жителей областного центра. «ЮП» беседует о предстоящих выборах с директором УрАЦ Артемом Перехристом, председателем горизбиркома Евгением Шининым и независимым политологом Алексеем Барановым.

Артем Перехрист, социолог, директор Уральского аналитического центра:
ЯВКА — ВО МНОГОМ ВОПРОС КОНКУРЕНЦИИ

— Каково отношение граждан к выборам?

— Оно достаточно позитивное. Стоит отметить и то, что на подавляющее большинство вопросов нашего исследования был очень низкий процент затруднившихся дать определенный ответ. Это говорит о том, что люди четко определились со своим отношением к выборным процессам и четко знают, чего они от выборов ждут и хотят.

Практически 80 процентов опрошенных заявили, что выборы необходимы. Более того, три четверти ответивших на наши вопросы считают, что участие в выборах — право каждого гражданина. При этом еще 20 процентов — каждый пятый — считает это даже не правом, но обязанностью. Это серьезная цифра. Более половины считают, что выборы отражают мнение народа (хотя 40 процентов считает наоборот, и это высокий показатель). Правда, некоторую шаткость этого доброжелательного настроя показывает то, что почти 36 процентов опрошенных заявили, что избирательная комиссия имеет возможность влиять на результаты голосования. Но мне кажется, это скорее проявление традиционного для нашей страны пессимизма в отношении любых органов, формально обязанных быть нейтральными и абсолютно справедливыми (скажем, того же суда). В то же время постоянно участвуют в выборах почти 38 процентов опрошенных. Плюс 30 процентов ответили, что часто участвуют в выборах.

— А что можно сказать о грядущих выборах мэра Челябинска и депутатов городской думы?

— Здесь также видно, что подавляющее большинство избирателей достаточно четко определилось с отношением к действующей власти.

В целом положительно оценивают деятельность Михаила Юревича более 55 процентов опрошенных. Это больше, чем несколько месяцев назад. Впрочем, несколько процентов можно отнести за счет погоды — опрос проводился в самые жаркие деньки, когда люди радостно нежились на солнышке.

А вот тех, кто недоволен действующим мэром,— немногим более 31 процента, и эта цифра практически постоянна едва ли не с момента вступления нынешнего главы города на свою должность. Неопределившихся — всего 13, 5 процента.

Если говорить о явке, то нами она прогнозируется на уровне в 52,8 процента избирателей. Это весьма высокий показатель для муниципальных выборов. К тому же избирком еще не начинал активную информационную кампанию. Кроме того, число голосующих — во многом вопрос наличия реальной конкуренции. И если будет завязана содержательная дискуссия о проблемах города и путях его развития и удастся избежать уже, увы, привычного активного «мочилова» оппонентов в СМИ, подконтрольных тому или иному политическому клану,— явка будет только расти. Впрочем, активные действия большинство участников политической борьбы вряд ли начнут раньше октября.

Евгений Шинин, председатель избирательной комиссии города Челябинска:
КАНДИДАТЫ УЖЕ ПРИСМАТРИВАЮТСЯ

— Замечает ли городская избирательная комиссия какие-нибудь телодвижения потенциальных кандидатов как на пост мэра Челябинска, так и на депутатский мандат?

— Отчасти. С июня по август в комиссию уже приходили человек десять, интересовались, какие документы нужно готовить, как нарезаны избирательные округа, кто в каком округе действующий депутат. Присматриваются, одним словом. Со своей стороны избирательная комиссия также готовится к выборам. Мы уже подготовили проект сметы расходов, который будет необходимо утвердить на заседании городской думы. Цифры весьма значительные.

— Грядущие выборы будут напряженными?

— Думаю, что не напряженнее, чем предыдущие. Если создастся интрига, то напряжение ожидается прежде всего на выборах главы Челябинска.

— А как же гордума?

— Думаю, что выборы мэра все же несут в себе больший заряд интересов. Хотя есть один фактор, который будет многое определять,— «Единая Россия», выдвигая своих кандидатов, согласовывает их с Москвой.

— Многие обозреватели отмечают, что на выборах в городскую думу схлестывается несколько политических сил — формальных, как «Единая Россия» и «Справедливая Россия», и неформальных, в частности, так называемые «мэрский пул» и «фрондирующая оппозиция». Ощущается ли вами эта клановость?

— Если судить по сообщениям в СМИ, то да. Уже называются те или иные кандидатуры, которых относят к тому или иному политическому лагерю. Но давайте посмотрим, что будет на самом деле и как будут соблюдаться формальные процедуры. Пока же эта клановость лишь на уровне слухов и домыслов.

— Результаты исследования УрАЦ показали в целом положительное отношение челябинцев к институту и инструментам выборов. Но более 30 процентов опрошенных считают, что избирком может влиять на конечные результаты волеизъявления…

— Мы со своей стороны будем делать все, чтобы отношение к нам граждан было доверительным. В этом году впервые реализуем комплексную программу по повышению правовой культуры избирателей и обучению организаторов муниципальных выборов. Цель — довести до людей информацию о том, что за власть они избирают, почему они ее избирают, на какой срок они ее избирают. Даже такое простое, в общем-то, разъяснение приводит к тому, что интерес к выборам у людей растет. Наша задача — чтобы к урнам пришло максимальное количество избирателей. Да, с недавних пор порога явки нет, но чем больше людей придет голосовать — тем легитимнее будут итоги выборов, и даже не столько юридически, сколько фактически.

— Но вопрос доверия к избиркому — это во многом вопрос его независимости, открытости и прозрачности, прежде всего в вопросе принятия решений, в том числе по спорным моментам…

— До 4 октября будет сформирован новый состав избиркома. Согласно закону в него будут входить представители четырех парламентских партий, что прошли на последних выборах в Государственную Думу. Все партии выставляют совершенно новых людей, среди которых, я знаю, есть профессиональные юристы. С другой стороны, по закону каждый кандидат может включить в комиссию своего представителя с правом совещательного голоса. К тому же сами члены комиссии должны, конечно, максимально часто и открыто общаться с прессой. Думаю, что мы будем приглашать журналистов на свои заседания.

— Вы будете приглашать журналистов из всех изданий, или, как во вторник, вашу пресс-конференцию будут освещать лишь СМИ, известные дружеским настроем к городским властям?

— Просто у нас помещение небольшое. Трудно разместить всех. А вообще-то у нас нет никаких проблем во взаимоотношениях с любыми СМИ.

— Когда, по вашему мнению, начнется серьезная информационная подготовка к выборам со стороны кандидатов?

— А она уже, по большому счету, идет. Вот, например, в районах города раздаются календарики с портретами членов общественного движения Артура Никитина. Есть и районные газеты. Знаю, что некоторые из действующих депутатов уже в течение года активно проводят мероприятия, по факту связанные с избирательной кампанией. А кто-то еще не начал работать.

Могу лишь напомнить, что официально избирательная кампания стартует в период с 30 ноября по 10 декабря, в зависимости от того, в какой именно день будет принято официальное решение о проведении выборов. Именно с этого времени кандидаты будут регистрироваться в избирательной комиссии, после чего начнут официальную агитацию. На которую будут тратить деньги из своих избирательных фондов. Их размер, согласно законодательству, для кандидата на пост главы Челябинска составит не более 5 миллионов рублей, для кандидата в депутаты — не более 500 тысяч рублей, при этом собственные средства кандидата не могут составлять более половины от этой суммы.

— Но ведь эти цифры отличаются от тех, что реально тратят те, кто хочет попасть в мэры или депутаты…

— Мне трудно говорить о размере тех денег, что тратятся до регистрации. Но, по идее, оппонент того, кто начал активную пропаганду еще до официального выдвижения и регистрации в качестве кандидата, вполне может подать в суд по факту преждевременной агитации.

— Вы ждете каких-то новинок в области избирательных технологий, в том числе в плане черного пиара?

— Ох, не хотелось бы с этим столкнуться. Впрочем, пока что ничего нового в тактике и стратегии избирательных штабов я не вижу. Думаю, все ограничится стандартной критикой оппонентов и восхвалении себя любимого.

Алексей Баранов, политолог:
ЧЕЛЯБИНСК — НЕ ЗИМБАБВЕ!

— Насколько выборы в Челябинске будут знаковыми для жизни горожан?

— Думаю, что основная масса людей не почувствует практической значимости этих выборов, каков бы ни был их итог. Местное самоуправление — тема слишком темная и сложная для большинства избирателей. При этом есть обстоятельства куда более высокого порядка, нежели властные возможности и полномочия, скажем, мэрии Челябинска. Это и ожидаемая до конца года монетизация услуг в сфере ЖКХ, и инфляция, и продовольственный и ипотечный кризисы во всем мире. К тому же с 2009 года должен вступить в полную силу Федеральный закон «Об основах организации местного самоуправления». К нему и у властей муниципального уровня по всей стране, и у региональных экспертов накопилось немало претензий. Большая часть из них связана с нестыковками и узкими местами в межбюджетных отношениях с точки зрения обеспечения полномочий деньгами.

При этом многие опросы показывают усиление тренда, который идет с начала 2000-х. Люди все больше ценят не только саму возможность участвовать в выборах, но и возможность своими действиями формировать власть. Многие критики власти говорят, что итоги многих выборов — результат массированной пропаганды и манипуляции сознанием. Но я считаю, что процесс роста самосознания и самоуважения людей идет полным ходом. У нас все же не Зимбабве какое-нибудь.

— Будет ли интрига на выборах мэра Челябинска?

— Во многом точка принятия решений по выборам главы города лежит вне пределов Челябинска. Если по кандидатуре Михаила Юревича будет принято решение в «Единой России», то предотвратить его победу будет невозможно. Это подтверждается социологическими исследованиями, внутриэлитными раскладами и просто политической логикой политических процессов в стране. Мы все же живем в России, в Челябинской области и именно в это время.

Тем не менее до октября интрига на выборах мэра все же будет присутствовать. Но связана она лишь с тем, что Михаила Валерьевича могут призвать, скажем так, на другую работу в другой регион России. Не секрет, что его фамилия уже фигурировала в определенных списках. Но только за пределами Южного Урала.

— А если говорить о выборах в городскую думу?

— Тут, с одной стороны, все проще, а с другой — сложнее. Оппозиция, которая собирается идти в гордуму аж двумя колоннами (что, кстати, также вызывает немало вопросов), будет делать основную ставку на критику действующего главы и депутатского корпуса. Возможно, будет более активно подниматься тема бизнеса (те же автопарковки или строительство), с которым ассоциируются некоторые депутаты, которые, как считается, получают его за счет своего статуса и сотрудничества с мэрией. Но грехи нескольких депутатов нельзя будет повесить на всех. И те депутаты, которые эффективно действовали в своих округах (а таких немало), спокойно отобьют эту критику без потерь в глазах избирателей.

Проблемы оппозиции не только в том, что они не могут предложить единую альтернативу действующей городской власти. Главная их беда — отсутствие конструктивности, неспособность предлагать как простым горожанам, так и муниципальным элитам конкретные планы развития, будь то уровень округа, района, всего Челябинска. Увы, но дело обстоит именно так.

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты