Как защитить себя от несправедливого увольнения?

26 Декабря 2008

Что происходит в предприятиях малого и среднего бизнеса, и под какими предлогами людям предлагают уволиться? Подробнее о ситуации рассказывает заместитель руководителя государственной инспекции труда Челябинской области по правовым вопросам Павел Шишмаков.

О серьезных сокращениях на крупных предприятиях области, случившихся из-за экономической нестабильности, говорилось практически во всех СМИ Южного Урала, и не по разу. Куда меньше известно о том, что происходит в предприятиях малого и среднего бизнеса, и под какими предлогами людям предлагают уволиться. Подробнее о ситуации рассказывает заместитель руководителя государственной инспекции труда Челябинской области по правовым вопросам Павел Шишмаков.

Верхушка айсберга?

— Если говорить о цифрах, то масштаб сокращений можно охарактеризовать следующим образом. Если на 14 ноября главное управление занятости области предупредили 18 предприятий, которые в общей сложности планировали высвободить 5 260 человек, то на 17 декабря у нас есть информация уже о 33 предприятиях региона, которые планируют высвободить более 9100 работников. Кроме того, есть еще 125 предприятий с планируемыми увольнениями в размере менее 50 человек каждое — в общей сложности 1231 работник. Итого — более 10 тысяч человек, которые могут лишиться работы.

— То есть могут и не лишиться?

— Процедура сокращения предусматривает множество формальностей, которые еще надо выполнить. Если говорить о тех людях, данные о возможном сокращении которых предоставили предприятия, то пик увольнений наступит примерно в январе — феврале.
Впрочем, эти данные вряд ли полностью отражают реальный масштаб изменений на рынке труда. Что происходит в малом и среднем частном бизнесе, в том числе не связанным с крупным или средним промышленным производством, на сегодня непонятно — этот массив, давая значительную долю рабочих мест всей экономике региона, практически никак не изучен системно. Хотя бы потому, что если крупные предприятия обязаны иметь в своем штате специалистов по охране труда, то в малом бизнесе, у тех же чепэшников документооборот куда проще, даже если они его ведут в полном объеме. И сколько точно человек могут потерять или уже лишились работы в этих сегментах экономики, определить весьма трудно.
К тому же именно в этих секторах экономики мы практически каждый день сталкиваемся с большим количеством нарушений.

Муж и жена — одна сатана. Для работодателя

— Как именно предприятия стараются увольнять своих сотрудников? С какими формулировками?

— Прежде всего работодатели, скажем так, «настойчиво просят» людей писать заявления на отпуск без содержания. Просят, убеждают человека, чье место работы планируют сократить, писать заявление об уходе по собственному желанию, стараясь тем самым сократить свои расходы по увольнению сотрудника.
Есть варианты, когда люди увольняются по соглашению сторон. Как правило, такое происходит в случаях с работающими пенсионерами. И хорошо, если предприятия (а среди них есть и крупные компании) выполняют хотя бы часть взятых на себя финансовых обязательств.
Впрочем, некоторые работодатели придумывают схемы поинтереснее. Например, открывают офис в другом городе области (для видимости, но даже офисные помещения там снимают) и объявляют работникам о переезде из Челябинска, скажем, в Фершампенуаз. И сотрудник либо переезжает туда, либо увольняется. Естественно, в большинстве своем люди не соглашаются на переезд.
А в одном из финансовых учреждений, где работает супружеская пара, предложили уволиться по собственному желанию женщине, намекнув в случае отказа найти повод сократить ее мужа, у которого зарплата куда выше. Нелегкий выбор, правда?

— А в чем причина таких изощренных способов?

— Естественно, в финансах. Понимаете, наше трудовое законодательство вообще-то достаточно серьезно защищает права работника в части возможного увольнения.
Так, статья 180 Трудового кодекса «Гарантии и компенсации работникам при ликвидации организации, сокращении численности или штата работников» подразумевает, что об увольнении в этом случае работник письменно, под роспись, предупреждается работодателем (любым, хоть крупным заводом, хоть частным предпринимателем) не менее чем за два месяца до увольнения. Никаких устных распоряжений! При этом уведомление должно быть согласовано с профсоюзом, если его представитель есть на предприятии. Предприятие может с письменного согласия работника уволить его раньше этого срока, но тогда придется выплатить ему всю причитающуюся за эти два месяца зарплату в виде компенсации из расчета среднего заработка. До того как предприятие собирается сократить работника, оно должно об этом уведомить Главное управление занятости населения области. И если после уволенный обратился в центр занятости и встал на учет как безработный, он может еще до трех месяцев получать дополнительные выплаты за счет предприятия, его сократившего.

— Серьезные траты.

— Вот именно. Поэтому и просят, убеждают, уговаривают людей увольняться «добровольно». К счастью, пока почти не слышал о прямых угрозах жизни и здоровью.

Люди, читайте законы!

— Чаще ли граждане стали обращаться за помощью?

— Да. С начала ноября количество людей, которые приходят на прием к нам в инспекцию, увеличилось примерно в два раза. Каждый день это 40—60 человек. Конечно, не каждый пришедший пишет заявление, тем не менее дежурным инспекторам уже трудно справляться с количеством посетителей. Мы, конечно, выделяем людей в помощь, на прием граждан переключились и начальники отделов, и заместители руководителя инспекции, и сам руководитель. Работает и телефонная горячая линия как в Челябинске, так и в наших отделах в Златоусте и Магнитогорске, куда также можно обратиться с вопросами и проблемами, связанными с увольнениями, сокращениями и изменениями режима работы, в том числе из соседних территорий области.

Должен сказать, что главная проблема большинства обратившихся даже не в работодателях, пытающихся их уволить или обмануть. Это печально, но люди просто не знают законов, не знают и не умеют защищать свои права и подчас никогда этими вопросами не озабочивались! Играет свою роль и доверчивость большей части наших граждан, верящих всему, что говорит работодатель, директор или владелец предприятия. Многие просто не хотят идти на конфликт, на скандал, на потерю «хороших отношений», даже несмотря на то, что их права порой серьезно ущемляются. К сожалению, есть те, кто из-за этого крепко пострадал, и помочь им порой бывает тяжело или даже невозможно.

Простой пример: как помочь человеку, у которого большая часть зарплаты неофициальная, в конверте, а «белый» оклад стремится к минимальной зарплате? Ведь в этом случае он по закону при увольнении и выходное пособие получит соответствующее лишь окладу, а не «конверту». И работодатели этим пользуются, поверьте. Таких обращений очень много. А ведь проблема «черных» и «серых» зарплат — старая, и говорили о ней много. Но люди все верят…
Думаю, людям стоит чаще читать законы, изучать свои права и обговаривать все условия и юридические нюансы своего трудового соглашения еще при приеме на работу. Если люди не будут сами активно защищать себя, никакая инспекция за них не справится.

— Или не имеют другого выбора. Скажите, часто инспекции удается помочь обратившимся
и выправить ситуацию?

— Удается, причем порой в весьма непростых ситуациях. В большинстве случаев хватает досудебных мер и решений, порой хватает одного телефонного звонка. Но есть и случаи судебных разбирательств. Как правило, это связано с несчастными случаями, которые работодатели пытались не связать с производством. Но инспекция, отстаивая интересы работника, выигрывала эти процессы.
В нашем законодательстве есть слабые места, в частности связанные с понятием простоя предприятия. Так, Трудовой кодекс предполагает в случае простоя предприятия оплачивать работникам две трети среднего заработка (ст. 157 ТК РФ). Но на практике оплачивают две трети тарифной ставки или оклада. Это происходило потому, что работодатель считает, что простой возник не по его вине (и такой случай предусмотрен законом). Мы взяли на себя смелость оспаривать подобные факты. В одном из случаев нам удалось с помощью предписаний добиться от одного из крупнейших предприятий области изменения подобной практики, причем сделав перерасчет на все время нарушения. Если это решение не будет обжаловано в суде, то работники дополнительно получат приличные доплаты.

— А если ваше предписание все же опротестуют?

— Значит, будем создавать судебный прецедент. Потому что мы считаем, что в той ситуации вина работодателя все же была.

— Что будет происходить на рынке труда в дальнейшем, в том числе после преодоления кризиса?

— Я уверен, что события последних месяцев многому научат и работников, и работодателей. Люди, надеюсь, станут чаще читать как Трудовой кодекс, так и свои трудовые соглашения, и будут увереннее отстаивать свои законные права. А предприятия и предприниматели, понимая, в какие траты может вылиться увольнение работника по всем нормам закона, станут куда тщательнее просчитывать необходимость в каждом новом рабочем месте и внимательнее подбирать кадры. А значит полученный опыт всем пойдет на пользу.    


Телефоны горячей линии государственной инспекции труда Челябинской области:
Челябинск: 237-08-32
Магнитогорск: 42-06-98
Златоуст: 65-22-52

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты