Госуправление: пути реформы

15 Ноября 2008

Главная тема всех докладов — ход реформ в госслужбе, повышение квалификации государственных
и муниципальных служащих, а также специалистов в области рыночной экономики.

В Челябинском институте Уральской академии государственной службы прошла масштабная,
уже шестая на базе этого вуза, международная научно-практическая конференция «Повышение эффективности государственного и муниципального управления: опыт, проблемы, перспективы».
Главная тема всех докладов — ход реформ в госслужбе, повышение квалификации государственных
и муниципальных служащих, а также специалистов в области рыночной экономики. Необходимый тон всей работе международной конференции задал доклад заместителя губернатора Челябинской области, руководителя аппарата правительства области кандидата политических наук Николая Рязанова.

— Николай Михайлович, известно, что вам было поручено возглавить
с самого начала областной штаб административных реформ чиновников всех уровней в нашем регионе. Каковы стратегические приоритеты этой работы?

— Приоритет один — чиновник должен быть истинным слугой народа, каждого законопослушного гражданина. Стратегические приоритеты государственного управления четко сформулированы президентом России: реформа го- сударственного управления; административная реформа и реформа государственной гражданской службы; противодействие коррупции в органах государственной власти; формирование резерва управленческих кадров для органов власти.

В рамках этих направлений правительством Челябинской области образована и с 2003 года реализуется комплексная система мер. В соответствии с изменением действующего законодательства РФ и завершением работы по разграничению предметов ведения между ветвями власти в Челябинской области завершается передача полномочий с федерального уровня на уровень субъекта по отраслевым направлениям с соответствующим обеспечением ресурсов. Внесены и утверждены соответствующие изменения в нормативные и правовые акты Челябинской области. Внедряются механизмы, препятствующие появлению новых избыточных функций.

В отличие от реформы на федеральном уровне нам удалось пресечь бесконечную реорганизацию государственного аппарата, провести оптимизацию численности административного аппарата, выстроить практически новую организационно-управленческую структуру органов исполнительной власти области на основе рационального соотношения функций, структуры и штатов. Сегодня уже можно с уверенностью сказать, что в Челябинской области система управления, ориентированная на эффективный результат, сформирована. Достаточно красноречиво об объеме работы, проделанной нашей рабочей группой, говорит хотя бы такой факт: проанализировано более 800 нормативных и законодательных актов от советских времен до сегодняшнего дня. В результате 47 управленческих структур удалось сократить вдвое. Также вдвое сокращен управленческий аппарат, то есть, как вы говорите, чиновников различного калибра стало меньше.

— Кому же делегированы их функции?

— Центр тяжести переносится во многом на местное самоуправление. Конечно, с соответствующими полномочиями. Основной акцент сделан на регламентацию деятельности. В реестре государственных услуг постановлением губернатора нормативно закреплена 141 государственная услуга, оказываемая органами исполнительной власти Челябинской области для граждан.

Губернатором Челябинской области уже утверждены 68 административных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг, 22 проекта административных регламентов проходят независимую экспертизу и стадию согласования в установленном порядке. Разработка регламентов идет строго по приоритетам в соответствии с требованиями времени и востребованности населением: 60 процентов — социальные услуги, 20 процентов — имущественные и земельные отношения, 10 процентов — среднее и малое предпринимательство, 10 процентов — прочие услуги. Большая часть утвержденных административных регламентов уже апробирована и успешно внедрена на всей территории Челябинской области. Соответствующие реестры по муниципальным услугам разрабатываются и утверждаются сейчас органами местного самоуправления.

— Дело идет к реальной разработке принципа «одно окно»?

— Да, в целях повышения качества и доступности государственных и муниципальных услуг и обеспечения стандарта комфортности гражданам правительством Челябинской области реализуется проект создания многофункциональных центров по предоставлению государственных и муниципальных услуг (МФЦ).

В качестве модели на небольшой территории — образцовой по всем стандартам, проблемам и требованиям — отработан Коркинский МФЦ. Он официально открыт 22 апреля 2008 года, успешно функционирует в настоящее время и делится опытом как на территории Челябинской области, так и с другими субъектами РФ. То есть здесь мы в лидерах.
В настоящее время на базе Коркинского МФЦ завершается создание электронного портала «Государственные и муниципальные услуги» и приобретается оборудование и программное обеспечение для внедрения типовой ИТ-инфраструктуры в рамках федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002—2010 годы)».
Проект 2008—2010 годов — создание целой сети МФЦ в Челябинской области (Челябинск — Копейск — Магнитогорск — Златоуст — Уйский район), а также другие территории.

В отличие от первого этапа реформы, когда все решения принимались на уровне президента РФ и правительства РФ, очередные этапы реформы переходят на муниципальный уровень — ближе к населению. Они требуют огромного количества согласованных решений на всех уровнях власти, включая органы местного самоуправления.
Полная ревизия деятельности исполнительной власти области в рамках реформы госуправления показала и доказала необходимость реструктуризации всей сети бюджетных учреждений Челябинской области — особое внимание в 2008 году уделено проекту «Переход на отраслевую систему оплаты труда в бюджетных учреждениях, подведомственных органам исполнительной власти Челябинской области».

Что касается антикоррупционной работы, то действия в рамках проводимых реформ выявили отсутствие механизма регулирования в коррупционно опасных сферах государственного управления, высветили несовершенство и явные пробелы в действующем законодательстве и потребовали принятия радикальных мер в сфере противодействия коррупции. МФЦ — реальный рычаг борьбы в этом направлении.

Этап реформ, когда уже создана и лишь совершенствуется нормативно-правовая база, выстроена схема и налажен четкий механизм государственного управления, заставляет задуматься о преемственности и требует наличия мобильного высокопрофессионального резерва управленческих кадров, куда будут включены претенденты на государственные должности и должности государственной гражданской службы высшей группы должностей. Этому уделено сейчас пристальное внимание как президента РФ, так и руководства Челябинской области.
Одним словом, идущая сейчас реформа направлена во благо всем землякам.

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты