В ближайшие шесть лет в развитие челябинского аэропорта планируется инвестировать 400 миллионов долларов

16 Июля 2008

В минувшую субботу губернатор области Петр Сумин и министр транспорта РФ Игорь Левитин, посетивший Южный Урал с рабочим визитом, побывали в Челябинском аэропорту и ознакомились с концепцией его развития на 2008–2016 годы. За ближайшие шесть лет в развитие планируется вложить 400 миллионов долларов инвестиций, привести воздушные ворота Южного Урала в соответствие всем мировым стандартам.

Евгений Аникиенко   

В минувшую субботу губернатор области Петр Сумин и министр транспорта РФ Игорь Левитин, посетивший Южный Урал с рабочим визитом, побывали в Челябинском аэропорту и ознакомились с концепцией его развития на 2008–2016 годы. За ближайшие шесть лет в развитие планируется вложить 400 миллионов долларов инвестиций, привести воздушные ворота Южного Урала в соответствие всем мировым стандартам.

Из федеральной собственности — в областную

Напомним, что около двух лет назад авиакомпания «Сибирь» контрольный пакет акций ОАО «Челябинское авиапредприятие» (ЧАП) продала новому собственнику — Московскому речному пароходству. Эта компания уже приобрела шесть аэропортов страны, они объединены в холдинг, получивший название ООО «Новапорт — аэропорты России».

В последнее время перед воздушными воротами Южного Урала открылись новые перспективы. Если раньше аэропортовская земля принадлежала городу, то теперь она признана федеральной собственностью. Ее планируют выкупать по частям (одним авиаторам эту ношу не потянуть) — для каждой из служб многопрофильного авиакомплекса. Так, наземные структуры приобретут свою территорию, федеральное предприятие «Аэронавигация» — тоже…

В соответствии с последними изменениями в федеральном законодательстве в регионах России останется только пять-шесть международных аэропортов, а другим будет придан региональный статус. Но перед нашими воздушными воротами вовсе не «маячит» перспектива превратиться в заштатный аэропортишко местного значения: за Баландино оставлен статус международного аэропорта. Мало того, он включен в федеральную программу развития аэропортов страны до 2020 года. В ее рамках государство намерено вложить в социально значимую инфраструктуру Челябинского аэропорта солидные инвестиции.

Вместе с тем Москва намерена большую часть федерального имущества аэропорта передать в региональную собственность. Правительство области уже направило в Министерство транспорта РФ письмо, где выражает готовность принять на баланс региона нынешнее федеральное имущество. Речь идет о 15 процентах акций ОАО «Челябинское авиапредприятие», рулевых дорожках, местах стоянок самолетов. Опыт уже есть: правительство области, будучи собственником взлетно-посадочной полосы, является крупным акционером ОАО «ЧАП». В свое время эта полоса — по оценкам специалистов, одна из лучших в России — была построена на средства области с участием югославской компании.

В ближайшее время между правительством области и ООО «Новапорт» будет подписано соглашение о сотрудничестве по развитию Челябинского аэропорта. Взаимопонимание есть, но, по словам первого вице-губернатора Владимира Дятлова, нужно видеть конкретные шаги инвестора по модернизации воздушных ворот, убедиться, что это не очередной временщик, а собственник, пришедший сюда всерьез и надолго, что он не на словах, а на деле заинтересован в развитии Челябинского авиапредприятия.

Губернатор Петр Сумин и министр транспорта РФ Игорь Левитин совершили экскурсию по аэропорту. Некогда обветшавшее здание аэровокзала теперь не узнать — повсюду чистота и порядок, современный сервис и дизайн почти что европейского уровня. В феврале этого года введена новая входная группа аэровокзала — с вертящимися стеклянными дверьми типа «револьвер». А сейчас идет монтаж второй входной группы. На пол недавно уложили итальянский керамогранит, в бизнес-зале поставили бронированные стекла. Немало делается и для безопасности авиаперевозок: перед входом — «рамки» для рентгеновского досмотра пассажиров и багажа, повсюду видеокамеры. А перед залом предрейсового ожидания — дополнительная проверка, с самым современным оборудованием.

В ремонт аэропорта вложено более ста миллионов рублей. Его, как пояснил председатель совета директоров ОАО «Челябинское авиапредприятие» Александр Мертен, наши авиаторы ведут собственными силами, за счет своих доходов. Но коренную реконструкцию без помощи инвесторов им не потянуть.

Новое лицо аэропорта

И вот наконец-то забрезжила надежда на перемены. Губернатору области и министру транспорта предложили долгосрочную концепцию развития Челябинского аэропорта до 2016 года. По заказу ООО «Новапорт» ее разработал проектный институт «Дальавиапроект».

— В реконструкцию Челябинского аэропорта планируется вложить в общей сложности 400 миллионов долларов,— говорит генеральный директор ООО «Новапорт — аэропорты России» Алексей Васильченко.— Если сейчас здесь за год обслуживается 680 тысяч пассажиров, то мы планируем увеличить их количество до двух миллионов.

Будет реконструирована, а во многих случаях и создана заново вся инфраструктура аэропорта. Это аэровокзал, гостиничный комплекс и международный суперсовременный терминал, способный обслуживать в год до полутора миллионов пассажиров. Будут построены база для обслуживания самолетов иностранного производства, ангар для стоянок особо комфортных лайнеров бизнес-класса.

В ближайших планах авиаторов — возведение выставочного и логистического центров мирового уровня, по 50–60 тысяч квадратных метров каждый. Будет обустроен перрон, блок прилета, завершится реконструкция привокзальной площади (на это выделяется 10 миллионов рублей). Компания готова для этого привлекать и собственные, и заемные средства. Рассматривается и возможность привлечения ресурсов области по развитию аэродромного имущества, находящегося в региональной собственности. Южный Урал — стратегически важный для России регион, и он достоин того, чтобы его аэропорт соответствовал всем международным стандартам.

Уже на первом этапе модернизации, в ближайшие два года, авиаторы планируют реконструировать гостиницу (это обойдется в 97 миллионов рублей), поставить два телескопических трапа (233 миллиона), построить к ним крытую галерею, из которой пассажиры, не пересаживаясь в автобус, смогут сразу попадать в самолет.

На втором этапе (в 2009–2011 годах) будут возведены пассажирский терминал международного уровня с тремя телетрапами (инвесторы обещают выделить на эти цели более 1,7 миллиарда рублей), грузовой и административный комплексы, крытый паркинг на 300 машиномест, ангар для деловой авиации площадью 2500 квадратных метров. В числе вводных объектов третьего, завершающего этапа реконструкции аэропорта (2012–2016 годы) — авиационно-технический и логистический центры, ангар для самолетов, конгресс-центр площадью 60 тысяч квадратов (он обойдется в 2 миллиарда 750 миллионов рублей), новая гостиница с конференц-залом и современный торгово-развлекательный центр.

Например, будущий авиационно-технический центр по обслуживанию авиалайнеров — уникальный объект: в его ангаре смогут разместиться сразу два гигантских «боинга». Подобные центры есть только в Москве, а в регионах наш будет первый.

Когда в товарищах согласье есть…

По словам Алексея Васильченко, 400 миллионов долларов — это только цена вопроса реконструкции, в эту сумму не входит помощь из Москвы в рамках федеральной программы развития авиатранспорта. Минтранс обещает выделить на эти цели 2,5 миллиарда рублей, и первый транш — 400 миллионов — уже ожидается в 2009 году. Авиаторы надеются, что нынешний визит на Южный Урал министра транспорта России Игоря Левитина приблизит выделение финансовой подмоги из федерального центра.

В дальнейшем, как заверяет глава «Новапорта» Алексей Васильченко, появятся новые источники финансирования. В ближайшее время в холдинге планируют подыскать стратегического инвестора (возможно, из состава много- отраслевой группы «Аeon corporation», куда входит «Новапорт»), который будет вкладывать в развитие Челябинского аэропорта колоссальные средства. Предложения уже есть.

     А к 2013 году, по словам собственников аэропорта, часть пакета акций ОАО «Челябинское авиапредприятие» планируется выставить на биржевые торги: это позволит собрать дополнительные средства на реализацию мегапроекта авиаторов.

Свою лепту в это благое дело внесет и областная власть. Уже на подходе подписание трехстороннего соглашения о сотрудничестве между правительством области, акционерами ОАО «ЧАП» и аэропортом. Механизм создания «режима наибольшего благоприятствования» может быть разным: помощь области на федеральном уровне, прямые финансовые вливания для поддержки социально значимых направлений проекта, налоговые послабления (по такому пути, например, пошли в Новосибирской области, где идет реконструкция аэропорта, который получил статус так называемого базового хаба для всех структур холдинга «Новапорт»)…

Но главное, взаимопонимание у авиаторов с руководством области есть. Значит, есть и надежда, что планы авиахолдинга получат реальное воплощение. Хочется верить, что мы, пассажиры, уже скоро сможем воспользоваться услугами аэропорта, о котором еще недавно можно было только мечтать.

Поделиться

Публикации на тему
  • 13.08.2022 | 12:18
    Пока ездит. Что ждет рынок автозапчастей

    Российская экономика адаптируется к последствиям санкционной агрессии, рынки подстраиваются под меняющиеся условия. Эксперты оценивают ситуацию неоднозначно, так как экономические потрясения не только приводят к потерям, но и стимулируют предпринимателей к освоению освобождающихся ниш.

  • 11.08.2022 | 14:33
    Не уйти от ай-ти. Как западные санкции стимулируют развитие IT-отрасли

    Гостем проекта «Большая редакция» медиахолдинга «Гранада Пресс» стал Игорь Фетисов, министр информационных технологий, связи и цифрового развития Челябинской области. С руководителями ведущих СМИ региона он обсудил влияние санкций на развитие отечественной IT-отрасли.

Новости   
Спецпроекты