Отрава трехгорненского разлива

21 Января 2009

Скандал разразился после того, как у рабочих Усть-Катавского вагоностроительного завода после слива опасных отходов начались тошнота, рвота, головокружение. Некоторые легли в больницу. Люди заподозрили, что причина — отравление парами гальваноотходов, поступающих на здешние очистные с приборостроительного завода города Трехгорного. Их везли в необорудованной цистерне, не соблюдали элементарные требования безопасности. В итоге серьезно пострадали экология, здоровье людей, это едва не привело к трагедии. Экологический беспредел был прекращен лишь после вмешательства правоохранительных органов, возбуждения уголовного дела.

Скандал разразился после того, как у рабочих Усть-Катавского вагоностроительного завода после слива опасных отходов начались тошнота, рвота, головокружение. Некоторые легли в больницу. Люди заподозрили, что причина — отравление парами гальваноотходов, поступающих на здешние очистные с приборостроительного завода города Трехгорного. Их везли в необорудованной цистерне, не соблюдали элементарные требования безопасности. В итоге серьезно пострадали экология, здоровье людей, это едва не привело к трагедии. Экологический беспредел был прекращен лишь после вмешательства правоохранительных органов, возбуждения уголовного дела.

Опасный груз

В Трехгорном, как выяснилось, нет современных очистных сооружений, есть только локальные очистные. А средств для подобного дорогостоящего объекта не изыскали, ограничились тем, что открыли полигон для временного хранения опасных отходов гальванопроизводства, содержащих соли тяжелых металлов. Накопили 2,5 тысячи тонн. А что дальше? И тут приборостроители прознали, что у соседей с другого оборонного завода, Усть-Катавского вагоностроительного, разработана технология по переработке таких отходов, получена лицензия.
Мощности очистных Усть-Катавского завода были загружены не полностью, и там предложили трехгорненцам за соответствующую плату перерабатывать их отходы. Приборостроители согласились: без особых хлопот избавиться от отравы они сочли за великое благо. В 2006 году был заключен договор.

Но своим транспортом доставлять в Усть-Катав отходы в Трехгорном не пожелали, стали подыскивать стороннего перевозчика. Выполнять эту роль согласился предприниматель Евгений Баев. Сам он уроженец Усть-Катава, работал начальником цеха на том же вагоностроительном заводе, но в этом случае выступал как частное лицо. Почему-то он предпочел зарегистрировать свою фирму за пределами области, в Екатеринбурге, где учредил ООО «Промэкология-плюс».
 
«Бочка» без лицензии

ФГУП «Приборостроительный завод» и «Усть-Катавский вагоностроительный завод» в декабре 2006 года заключили договоры на перевозку отходов. И фирма «Промэкология-плюс» на своей машине с апреля по май 2007 года перевезла 1080 кубометров опасного груза, совершила 108 рейсов.
Однако оказалось, что у перевозчика не было ни разрешения, ни лицензии на доставку вредных для здоровья высокотоксичных отходов. Фирма везла их на неспециализированном транспорте, водители не имели специальной подготовки и не прошли инструктаж. Проезжая 40 километров по трассе М-5 «Урал», это авто подвергало опасности жизнь и здоровье людей. ЧП могло случиться в любую минуту.

Автомобиль МАЗ не был оборудован для перевозки опасных грузов, не имел специальных опознавательных знаков. Люди и не подозревали, что содержится в его за-крытом тентом кузове. Когда предприниматель купил машину, цистерны не было, пришлось приобретать ее отдельно. Причем документы на десятикубовую цистерну даже не были оформлены.

Водитель Р. Галиахметов раньше работал на вагоностроительном заводе сварщиком, потом перешел в цех. Когда начальник цеха Геннадий Зуев предложил ему подработать шофером у частника, согласился. Медосмотр перед рейсом не проходил, спецодежду не выдавали. Сливали отходы слесари Петров и Самарин, которых тоже не обеспечили защитной амуницией. За поездку водителю платили 200 рублей, а сливщикам — по 100 рублей. Им не выдали ни спецкостюмы, ни противогазы, не объяснили, что парами опасной жидкости можно отравиться.

Дырявая «рубашка»

Начальник цеха Усть-Катавского вагоностроительного завода Зуев дал команду принимать отходы, хотя разрешения надзорных органов не было.
Получаемые отходы, относящиеся к четвертому классу опасности, зачастую даже не направляли на исследование в лабораторию, просто сливали. Через трещины в илоуплотнителях и в защитной бетонной «рубашке» отрава попадала в землю. А рядом — река Юрюзань, куда вполне могли попасть вредные отходы, на ее берегу — лагерь отдыха детей…

Вскоре у работников цеха резко ухудшилось самочувствие, появились головокружение, тошнота, рвота. Тревогу подняла лаборант цеха № 37 Л. Котова. Она обратилась с жалобой к руководству завода, в профсоюзный комитет, инспекцию по труду, природоохранную прокуратуру. По ее словам, начавшаяся в 2005 году модернизация очистных не была доведена до конца.
После ее письма директору завода никаких мер предпринято не было, только отходы стали сливать тайно, ночью, когда лаборанта не было на работе. Зачастую объемы не отражали в журнале, всячески занижали наносимый природе вред. Порой опасную жидкость сливали прямо на территорию, под гаражи, а иногда и на берег реки. Здешние деревья почернели, и их срубили.

Ядовитый букет

Позже выяснилось, что автомобиль ООО «Промэкология-плюс» возил отходы без путевого листа и товарно-транспортной накладной. На водителя наложили административный штраф. А начальство фирмы, получившее за свои услуги более 4,4 миллиона рублей, тогда осталось в стороне. Между тем проверка Росприроднадзора показала, что на промплощадке близ очистных содержатся особо токсичные отходы: цинк, никель, хлориды, сульфаты, нитриты, фосфаты.

Судебно-химическая экспертиза, проведенная 20 марта 2008 года, выявила в жидкости, взятой из цистерны, все те же вредные элементы, даже крайне опасный шестивалетный хром, ядовитые цианиды, родониты, свинец, кадмий. В пробах воды, взятых в илоуплотнителе и в реке Юрюзань, оказалось большое превышение предельно допустимых их концентраций. По некоторым показателям превышение нормы содержания вредных веществ составило 10 и даже 36 раз!

За угрозу здоровью — штраф

В отношении предпринимателя Баева и начальника цеха Зуева было возбуждено уголовное дело. Суд признал подсудимых виновными в хранении и обращении с опасными токсичными отходами с нарушением правил, что создало угрозу причинения существенного вреда здоровью людей и окружающей среде (часть 1 статьи 247 УК РФ). Им назначено наказание в виде штрафа: Евгению Баеву — 25 тысяч, Геннадию Зуеву — 40 тысяч рублей. А главный инженер Усть-Катавского вагоностроительного завода В. Миранцев, по халатности допустивший экологический беспредел, был отстранен от занимаемой должности еще в ходе следствия.

Приговор Усть-Катавского городского суда пока не вступил в законную силу и может быть обжалован в областном суде.

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты