Горячая линия Минздрава для вернувшихся из-за границы: 8 (351) 240-15-16. 
Оперативная информация по коронавирусу в мире, стране и регионе.

«Нефтяные гейзеры» губят живое

16 Июня 2010
«Нефтяные гейзеры» губят живое

Из-за порывов трубопровода туристский край может превратиться в зону экологического бедствия. В последнее время над природой горнозаводского края нависла серьезная опасность: участившиеся порывы проходящего здесь нефтепродуктопровода загрязняют реки, создают угрозу экологии.

Из-за порывов трубопровода туристский край может превратиться в зону экологического бедствия. В последнее время над природой горнозаводского края нависла серьезная опасность: участившиеся порывы проходящего здесь нефтепродуктопровода загрязняют реки, создают угрозу экологии. Как защитить красивейшие места Южного Урала, не допустить их превращения в мазутное болото?

Молочная река с черными берегами

Первый тревожный сигнал прозвучал 24 марта прошлого года. Тогда в результате разгерметизации сварного шва на 218,3 километре магистрального трубопровода «Уфа — Петропавловск» опасная жидкость хлынула на земли ТОО «Айское» на территории Златоустовского городского округа. Нефтепродукты заполнили ложбину, потекли в реку Молочная — приток реки Бердяуш, которая впадает в Большой Бердяуш, а потом в Ай.

Обнаружив утром прорыв, ремонтники ЛДПС «Бердяуш» поставили хомут, построили на ручье четыре защитные дамбы с водопропускными трубами, стали собирать опасную пленку. Однако при проверке выяснилось, что земляная дамба с перепускными сооружениями, устроенная на реке, размыта и разрушена, нефтепродукты плыли вниз по течению. Перепускные трубы остались «на суше», вода через них не поступала, а на водной поверхности образовалось большое радужное пятно. Оказалась разрушенной и вторая дамба.

В апреле 2009 года провели новую проверку. Выяснилось, что строители попытались восстановить только первую дамбу, вторая по-прежнему размыта. Ни на одном из заграждений не производили откачку нефтепродуктов, не засыпали сорбент на поверхность воды. Лишь при появлении комиссии эксплуатационники стали ставить боновые заграждения.

Реку Молочную пустили в обход загрязненного участка по специально прорытому обводному каналу. А старое русло завалили землей. Однако берега в местах установки дамб испорчены, земля вывернута и не восстановлена. В ложбинах и заводях — опасная нефтяная пленка… Комиссия сделала вывод, что последствия аварии ликвидируются с нарушениями: сбор пленки прекращен, боновых заграждений на реке нет, сорбент не применяется.

Работы по восстановлению водного объекта и прибрежной территории не проводились. Рекультивация поврежденных земель береговой полосы — тоже. Причем обводной канал проложили без всякого разрешения, и 50-метровый участок реки Молочной выведен из водохозяйственного оборота.

В результате ЧП серьезно пострадали прибрежные земли Златоуста и Саткинского района. Выяснилось, что нефтепродукты попадали в реку Молочная и после доклада о ликвидации аварии, с 24 по 31 марта 2009 года.

По данным лабораторных исследований центра гигиены и эпидемиологии в Саткинском районе, концентрация растворенных нефтепродуктов до первого пропускного сооружения превышала норму в 768 раз, а после него — в 1010 раз. В реке Молочной на наиболее опасном участке ПДК превышен в 502 раза. Загрязненная вода дальше текла в реки Бердяуш, Ай…

К виновникам аварии челябинский природоохранный прокурор направил в суд иск о возмещении нанесенного ущерба. На суде они попытались уйти от ответственности, заявляли, что якобы река загрязнялась из-за двух автопереездов, расположенных выше по течению. Но исследования показали, что это явная отговорка. По заключению экспертов, в реку попало 6,7 тонны дизельного топлива.

Ответчик заявил, что ООО «Уральская военно-экологическая компания» якобы ведет биотехническую рекультивацию загрязненных земель, но это не подтверждено документами. Обследование показало, что пострадавшие земли не восстановлены.

Саткинский городской суд удовлетворил иск в полном объеме. С ОАО «Уральское объединение трубопроводного транспорта нефтепродуктов» («Уралтранснефтепродукт») в пользу Златоустовского городского округа должно быть взыскано 15 миллионов 944 тысячи рублей, Саткинскому району — 6 миллионов 833 тысячи. Это решение было обжаловано в областном суде, но его оставили без изменений. Оно вступило в законную силу.

Ручей с «мертвой водой»

Но оказывается, это вовсе не единичный случай. Утром 28 сентября 2009 года — новый разлив нефтепродуктов на территории Златоустовского городского округа из того же трубопровода «Уфа — Петропавловск». Оперативная группа эксплуатационной организации близ станции Бердяуш, на 247-м километре трассы обнаружила криминальную врезку. По этому факту было возбуждено уголовное дело, но преступников найти так и не удалось. Ситуацию усугубляло то, что солярка загрязняла поросшие корабельными соснами земли Гослесфонда на территории Златоустовского участкового лесничества. Опасная жидкость хлынула в Орловский ручей — приток реки Ай. Его красивейшие берега загрязнены на протяжении 1,7 километра. Излюбленному месту паломничества туристов причинен огромный ущерб.

Проверка показала, что из-за халатности ремонтников, не обеспечивших локализацию аварии и быструю ликвидацию ее последствий, произошло вторичное загрязнение ручья Орловский и реки Ай. Через 17 дней после ЧП концентрация опасной жидкости только увеличилась. Работа по устранению загрязнения ручья не проводились в течение двух недель, емкости для сбора сорбентов не заполнялись.

Пробы из ручья Орловский, взятые сразу после аварии Челябинским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, показали высокое и экстремально высокое загрязнение воды — предельная норма превышена в 172 раза. А через две недели, 14 сентября, оно даже выросло до 255 ПДК! Загрязнение же воды в реке Ай в месте впадения в нее ручья увеличилось на 70 процентов.

Прокурор Златоуста обратился в суд с иском о взыскании с ОАО «Уралтранснефтепродукт» причиненного водоему вреда. Ответчик заявил, что это якобы не его вина, поскольку разлив нефтепродуктов произошел в результате криминальной врезки. Но суд счел, что ответственность должны нести эксплуатационники: они обязаны охранять опасный объект. К тому же транспортировка нефтепродуктов прекращена не была, а вторичное загрязнение ручья произошло уже после того, как дыру в трубе заделали.

Саткинский городской суд полностью удовлетворил иск, с ОАО «Уралтранснефтепродукт» в пользу Златоустовского городского округа будет взыскана компенсация ущерба — 7 миллионов 770,5 тысячи рублей. Это решение кассационная коллегия областного суда оставила без изменений, оно вступило в законную силу.

ЕВГЕНИЙ АНИКИЕНКО
Златоуст, Саткинский район

Р.S. Когда материал готовился к печати, стало известно, что в Саткинском городском суде находится на рассмотрении еще одно весьма схожее дело. Прокуратура требует от ОАО «Урал-транснефтепродукт» возмещения в 620 тысяч рублей за нанесение ущерба лесному фонду, причиненного криминальной врезкой и очередной утечкой вредной химии…


Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты