Горячая линия Минздрава для вернувшихся из-за границы: 8 (351) 240-15-16. 
Оперативная информация по коронавирусу в мире, стране и регионе.

Топливный сбор

15 Декабря 2011
Топливный сбор

По словам аналитиков радоваться здесь, к сожалению, нечему. Уже весной возможна новая волна кризиса на топливном рынке: это связано не только с экономическими, но и с политическими факторами.

Как и почему будет меняться цена на бензин в регионе в 2012 году


По словам аналитиков радоваться здесь, к сожалению, нечему. Уже весной возможна новая волна кризиса на топливном рынке: это связано не только с экономическими, но и с политическими факторами.

Специалисты утверждают, что в марте следующего года цены на востребованное топливо могут преодолеть психологическую отметку в 30 рублей — и это далеко не предел. По их мнению ценники на заправках дальше будут меняться только в сторону увеличения. Причем уже не на копейки, а на рубли.

Почем поедем?


Эксперты обещают, что в первом полугодии 2012 года рост цен на бензин если и будет, то незначительный, и не превысит 5 %. Многие из них утверждают, что нефтяники будут до весны искусственно сдерживать цены, но после это может вылиться в скачок на 20—30 %.


— Если до марта топливо стандарта Евро-3, как ожидают, будет стоить около 30 рублей, то немного времени спустя — уже порядка 36—38, — говорит менеджер по продажам ТД «Нефтересурс» Оксана Виноградова. — Высококачественные сорта — Евро-4 и Евро-5, скорее всего, поднимутся в цене до 50 рублей за литр.
По мнению эксперта это приближает нас к европейскому уровню, но, к большому сожалению, не по качеству, а по цене. Что касается дизельного топлива — его будет достаточно, но цена тоже не особо приятно нас удивит.


— Челябинская область закупает все нефтепродукты у других регионов, в которых есть заводы-изготовители: у Башкортостана, Пермского края, Нижегородской, Омской, Свердловской областей, Москвы, — рассказывает руководитель челябинского отделения инвестиционной компании Profit Large Trading Ltd Антон Федоренко. — Поэтому ситуация на нашем рынке в лучшую для покупателей сторону объективно не изменится.


В государственном комитете «Единый тарифный орган Челябинской области» считают, что вполне реальной видится перспектива удорожания бензина Аи-92 до 27,5—29 рублей, Аи-95 — до 30,7—31 рубля за литр.


— Но это только зимой, — уточняет начальник отдела мониторинга, нормирования потребления коммунальных услуг и топливно-энергетических ресурсов ведомства Андрей Антонов, — а в марте, по аналогии с этим годом, прогнозируется очередной виток роста бензиновых цен, обусловленный весенним «пробуждением» и концом избирательных кампаний в России. К концу 2012 года цена бензина марки Аи-92 может составить 34—35 рублей за литр.

Хвосты «ползущего» ценника


Объясняя стремительный рост цен на бензин, эксперты сходятся во мнении, что влияние на этот рынок оказывают сразу несколько факторов.


— Цена бензина складывается из стоимости нефти на мировых рынках, затрат на производство и закладываемой прибыли, — поясняет декан факультета экономики и управления ЮУрГУ Игорь Баев.


Коренным образом повлиять на изменение итоговой цифры, по его мнению, может биржевой ценник на нефть, госрегулирование рынка и сама его конъюнктура.
Андрей Антонов конкретизирует этот перечень, опираясь на не совсем оптимистичный, но реальный на сегодня сценарий: завышенные экспортные пошлины на нефтепродукты, налоги, которые составляют по разным оценкам от 44 % до 60 % от стоимости бензина, большие темпы роста автопарка, недостаточное количество современных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и большие расходы на модернизацию построенных, а также их неравномерность распределения по территории России, приводящая к росту транспортных издержек при перевозке бензина.


По мнению Игоря Баева, государство вынуждено повышать сборы с отрасли, ведь почти половина бюджета России — нефтегазовая составляющая. Ровно так и будет сделано в следующем году.


Депутаты Госдумы приняли в заключительном чтении поправки в Налоговый кодекс, пересматривающие график повышения акцизов на бензин. Действующий график предусматривает в 2012 году рост акцизов на топливо примерно на 1,3 рубля с литра. Принятый законопроект сохраняет эти ставки, но только до июня 2012 года. С июля будущего года акциз на бензин Евро-2 вырастет еще на 35 копеек с литра, а в 2013 году — еще на 1,4 рубля. Акцизы на бензин Евро-3 после марта 2012 года также вырастут еще на 35 копеек, а с 2013 года — на 1,35 рубля с литра. Дизельное топливо Евро-2 в конце 2012 года подорожает на 20 копеек, Евро-3 — на 40 копеек.


Специалисты отмечают, что такой расклад может добавить как минимум 1 рубль к стоимости литра Аи-95.


— Нужно понимать, что цены на АЗС во многом зависят от установок правительства, в этом смысле они являются политическими. Руководители государства не останутся безучастными к высоким ценам и социальному недовольству, особенно в период избирательных кампаний, — считает Андрей Антонов. — Вместе с тем это будет дорого стоить бюджету, и в 2012 году государство использует все возможности, чтобы увеличить его доходную часть.


В этой связи по прогнозам эксперта существует худший сценарий. Вполне вероятно, что акциз на бензин в 2012 году вырастет в среднем не на 1,3 рубля, как запланировано, а на все 2,65 рубля. Акцизы на 92-й бензин в 2012 году отдельными структурами предлагается повысить на 62,2 процента вместо запланированных 28,9, а на бензины стандарта Евро-4 и Евро-5, которые в России практически не производятся, на 22,5 процента вместо 32,6...


— Государство начало проводить жесткую экологическую политику — переходить на более качественные сорта бензина. Безусловно, для модернизации производства понадобятся колоссальные средства, которые опять-таки будут заложены в ценник конечной продукции, — поясняет Антон Федоренко.

В результате, по мнению эксперта, когда стоимость бензина и дизеля достигнет европейского уровня, российские производители нефтепродуктов могут столкнуться с конкуренцией со стороны высокотехнологичных европейских НПЗ.

«Ручной» рынок?


А вот сохранится ли здоровая конкуренция на рынке розничных продаж топлива — уже вопрос. До сих пор одним из ключевых регуляторов этого рынка оставалось государство. Как только стоимость литра начинала резко увеличиваться, вмешивались правительство и антимонопольная служба. В результате цена бензина снижалась. Хотя прогнозы для этого года были тоже, мягко говоря, неутешительные. Ожидалось, что стоимость бензина в Челябинской области в течение этого года может вырасти на 20—30 % (как следует и из прогноза на 2012 год), а уже к маю эксперты ждали подорожания топлива до 28 рублей за литр. Но этот прогноз в эти сроки не оправдался.


Вообще же, с февраля этого года в России действует запрет на рост «бензиновых» цен. Сохранится он, считает Оксана Виноградова, до марта 2012 года: потом государство прекратит искусственно сохранять ценники на прежнем уровне. Пока же «ручной» механизм еще работает. Правда, с побочными эффектами: уводя рынок за рубеж и отчасти лишая его здоровой конкуренции.


— Нефтеперерабатывающий завод дает одну цену, а стоимость продукции «в опте» уже рекомендует государство, — рассказывает Оксана Виноградова. — Причем сейчас сложилась ситуация, когда оптовая цена топлива выше розничной. Например, ГОСТовское дизтопливо оптом стоит 29,2 рубля, в розницу — примерно 26,4. Поэтому много топливной продукции сейчас идет на экспорт: цены здесь выше на порядок, и выгоды, соответственно, больше. Для внутреннего рынка крупные нефтяные компании оставили только те объемы, которые требовались их собственным сбытовым сетям.


Кроме того, по мнению специалиста, политика искусственного сдерживания цен рано или поздно приведет к разорению небольших АЗС (этот процесс уже пошел): им попросту «не потянуть» существующий ценник. А если еще учесть его предполагаемый рост, несложно предвидеть итог.


Пока что частные заправки по суровым законам рынка еще пытаются продлить жизнь своему бизнесу. Правда, как находит УФАС, незаконно. Возможен, к примеру, такой сценарий развития событий: сговор нефтяной компании с частной автозаправкой — чтобы поддерживать цены на бензин. Условно говоря, ценники у НК повысились за полгода на 15 %. В этот же период стали расти цены у частника. При этом стоимость литра бензина у обоих игроков рынка становится одинаковой вплоть до копейки, с разницей в один-два дня. УФАС такие схемы пресекает.


Но общество проблемы бизнеса волнуют куда меньше, чем проблемы собственного кошелька. Поэтому граждане будут продолжать требовать от государства «регулировать» цены на топливо. А стало быть, по оценкам экспертов, «ручное управление» на этом рынке будет применяться и в дальнейшем. А это повышает риски возникновения кризиса. Правда, есть еще одна правда: бизнес нередко пугает апокалиптическими сценариями, опираясь отнюдь не на рыночные реалии, а лишь затем, чтобы дать «толстеть» своему карману с прежней скоростью.

Эльвира Копылова


Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты